ВКЛАД ПРОФЕССОРА Ц.-А. ДУГАР-НИМАЕВА В МЕТОДИКУ ПРЕПОДАВАНИЯ БУРЯТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ // Преподавание родных языков в современных условиях: эффективные методики и технологии: Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (17.12.2020 – 18.12.2020, Улан-Удэ). Научный редактор: Аюшеева Л. В., Ответственный редактор: Цырендоржиева Б. Д. , - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2021. - С. 184-188.
ВКЛАД ПРОФЕССОРА Ц.-А. ДУГАР-НИМАЕВА В МЕТОДИКУ ПРЕПОДАВАНИЯ БУРЯТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
PROFESSOR TS.-A.DUGAR-NIMAEV'S CONTRIBUTION TO TEACHING BURYAT LITERATURE
В статье отражены основные направления деятельности одного из осно- воположников бурятского литературоведения профессора Ц.-А. Дугар-Нимаева в раз- витии школьного литературного образования: исследователь фундаментального изу- чения литературного процесса Бурятии 1920–1940-х гг., 1950–1990-х гг. ХХ в., соста- витель программ, учебников и хрестоматий по бурятской литературе, первопроходец выдвижения и освоения основных проблем, тем, идей, образов, жанров бурятской ли- тературы дооктябрьского периода, в т. ч. бурятской дидактической литературы. Уче- ным-литературоведом выявлены ранние неизвестные письменные памятники бурят- ской дидактической литературы, к примеру «Зерцало мудрости» Э.-Х. Галшиева и др.). Изучение бурятской литературы, бурятской дидактической литературы в школе, бесспорно, связано с именем профессора Ц.-А. Дугар-Нимаева. Он внедрил в теорию и практику методики преподавания бурятской литературы понятия «бурятская дидак- тическая литература», «тайлбури» (комментаторская литература), жанр дэлбэ (обрам- ленная повесть). Также он ввел в содержание образования бурятской школы такого известного персоналия, как бурятский писатель, педагог, монах (лама) XIX–XX веков Ринчен Номтоев (1821–1907).
The article reflects the work of one of the founders of Buryat literary criticism prof. Ts-A. Dugar-Nimaev in the development of school literary education: he was a re- searcher of the fundamental study of the literary process in Buryatia in the 1920s-40s, 1950s-90s of the XX century, compiler of programs, textbooks and anthologies on Buryat literature, pioneer in the advancement and development of the main problems, themes, ide- as, images, genres of Buryat literature of the pre-October period, including Buryat didactic literature. He revealed unknown written monuments of Buryat didactic literature («Mirror of Wisdom» by E-Kh. Galshiev). The study of Buryat literature, Buryat didactic literature at secondary school is undoubtedly associated with the name of prof. Ts-A. Dugar-Nimaev. He introduced the concepts of “Buryat didactic literature”, “tailburi” (commentary literature), and the genre “delbe” (framed story) into theory and practice of Buryat literature teaching methods. He also introduced a well-known personality Rinchen Nomtoev (1821–1907) as the Buryat writer, teacher, monk (lama) of the XIX–XX centuries into the educational con- tent of the Buryat school.
литературоведческая наука; фундаментальное изучение литературного процесса Бурятии; литературное образование в школе; бурятская дидактическая литература.
literary science; fundamental study of the literary process in Buryatia; literary education at school; Buryat didactic literature.
Тумунов Ж. Т. Этнопедагогика агинских бурят. Чита: Изд-во ЧитГПУ, 1999. 162 с.
Баяртуев Б. Д. Творческое наследие ученых-литературоведов // Научное наследие Ц.-А. Дугар-Нимаева. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. 112 с.