Научные труды

Багаева К. А.
,
Цырендоржиева Д. Ш.
К вопросу о понимании светскости в условиях актуализации государственно-религиозных отношений // ЕВРАЗИЙСКАЯ ПАРАДИГМА РОССИИ: ЦЕННОСТИ, ИДЕИ, ПРАКТИКА: Материалы международной научной конференции, посвященной 20-летию Бурятского государственного университета (30.09.2015 – 01.10.2015, г. Улан-Удэ). Научный редактор: В. В. Башкеева, д-р филол. наук, профессор; М. В. Бадмаева, д-р филос. наук, доцент, - г. Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2015. - С. 17-20.
К вопросу о понимании светскости в условиях актуализации государственно-религиозных отношений
To the understanding of secularism in the conditions of state-religious relations actualization
1:316.0  10.18101/978-5-9793-0814-2-17-20
Современное российское общество характеризуется актуализацией государственно-религиозных отношений. В связи с чем ученые с разных точек зрения оценивают функционирование и реализацию принципа «светскости», закрепленного в Конституции РФ, исследования которых в основном касаются правового применения. Поэтому авторами предпринята попытка рассмотреть «светскость» с социально-философских позиций. В этих условиях становится весьма актуальным изучение проблем религиозного и светского, в частности понимания и существования светского в светском государстве. В данной статье освещаются некоторые аспекты светскости, а именно сущность термина «светский» и характерные черты светского государства. Для начала авторы обращаются к этимологии термина «светский», рассматривая подробно подходы к трактовкам этого слова. Также в статье проанализированы основные модели и признаки светского государства. В итоге делается вывод о том, что светскость должна, прежде всего, быть неотделимой ценностью общества.
Modern Russian society is characterized by updating the state-religious relations. In connection with what the scientists from different points of view and assess the functioning of the implementation of the principle of "secularism" enshrined in the Constitution of the Russian Federation, studies that focus on the legal application. Therefore, the author attempts to consider the "secularism" with social and philosophical positions. In these circumstances, it becomes very important to study the problems of religious and secular, in particular the existence of a secular understanding and in a secular state. In this article some aspects of consecrated secularism, namely the essence of the term "secular" and the characteristics of the secular state. To begin with the author refers to the etymology of the term "secular", examining in detail the approaches to the interpretation of the word. The article analyzes the main features of the model and the secular state. After conclusion that secular should primarily be integral value of society.
светское государство, общество, церковь, религия, светский, государственно-религиозные отношения, свобода совести
secular state, society, church, religion, secular, state and religious relations, freedom of worship
1. Светское государство: проблемы политико-правовой концептуализации // Двадцать лет религиозной свободы в России/ под.ред. А.Малашенко и С.Филатова.; Моск. центр Карнеги. М.: РОССПЭН, 2009. 399 с.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка / Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова РАН. 4-е изд, доп. М.: Азбуковник, 1997. – 702 с

3. Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов / Институт лингвистических исследований РАН. СПб.: Норинт, 2001. – С. 724.

4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка (Современное написание слов). М.: Цитадель, 1998. 1465 с.

5. Боберо Жан. Светскоcть: французская исключительность или универсальная ценность? [Электронный ресурс] / Жан Боберо // Режим доступа: http://krotov.info/history/20/1950/bobero.html

6. Дозорцев П.Н. Развитие светской государственности в России: история и современность. СПб.: Санкт-Петербургская акад. МВД России. 1998. 243 c.

7. Бхаргава Р. Индийская модель секуляризма: контекстуальность и принципиальная дистанция // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. №2(32). С. 248-264.

8. Понкин И.В. Светскость государства. М.: Изд-во учебно-научного центра довузовского образования, 2004. 466 с.

9. Малашенко А.В. Христианство и ислам в России: диалог только начинается / Межрелигиозный мир и согласие как условие мирного будущего народов Северного Кавказа: материалы междунар. конф. (Пятигорск, 18-19 февраля 1998 г). М., 1998. С. 24-32

References

1. Svetskoe gosudarstvo: problemy politiko-pravovoj konceptualizacii // Dvadcat' let religioznoj svobody v Rossii/ pod.red. A.Malashenko i S.Filatova.; Mosk. centr Karnegi .-M:ROSSPEHN,2009.-399s 2. Ozhegov S.I., SHvedova N.YU.Tolkovyj slovar' russkogo yazyka / In-t russkogo yazyka im.V.V.Vinogradova RAN.-4-e izd, dopoln.-M,:Azbukovnik,1997.-702s

3. Covremennyj tolkovyj slovar' russkogo yazyka /Avtor proekta i gl. redaktor, d.filol.n. S.A.Kuznecov/Institut lingvisticheskih issledovanij RAN.-SPb.:-Norint.-2001.-S.724

4. Dal' V. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka )Sovremennoe napisanie slov). M.: Citadel',1998.-1465s.

5. Bobero ZHan, Svetskoct': francuzskaya isklyuchitel'nost' ili universal'naya cennost'? [EHlektronnyj resurs] / ZHan Bobero // Rezhim dostupa: http://krotov.info/history/20/1950/bobero.html

6. Dozorcev P.N. Razvitie svetskoj gosudarstvennosti v Rossii: istoriya i sovremennost'. SPb.: Sankt-Peterburgskaya akad. MVD Rossii.- 1998.-243c.

7. Bhargava R. Indijskaya model' sekulyarizma: kontekstual'nost' i principial'naya distanciya // Gosudarstvo, religiya, cerkov' v Rossii i za rubezhom.- №2(32), 2014.-S.248-264

8. I.V.Ponkin Svetskost' gosudarstva. – M.: Izdatel'stvo Uchebno-nauchnogo centra dovuzovskogo obrazovaniya , 2004.- 466s.

9. Malashenko A.V. Hristianstvo i islam v Rossii: dialog tol'ko nachinaetsya / Mezhreligioznyj mir i soglasie kak uslovie mirnogo budushchego narodov Severnogo Kavkaza:Materialy mezhdunarodnoj konferencii (Pyatigorsk,18-19 fevralya 1998g). M., 1998.-S.24-32
Статья