К ВОПРОСУ О ЮРИДИЧЕСКОМ СТАТУСЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КНР // ГОСУДАРСТВО И ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА: материалы VIII Международной научно-практической конференции (24.06.2021 – 24.06.2021, Улан-Удэ). Научный редактор: Ю. И. Скуратов, д-р юр. наук, проф., Ответственный редактор: В. М. Очирова, д-р полит. наук, доц., - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2021. - С. 65-69.
Статья посвящена исследованию формально-юридического статуса Председателя КНР в системе высших органов государственной власти и управления. Обращается внимание на недопустимость приравнивания Председателя к главе государства. Со- гласно Конституции КНР главой государства выступает Всекитайское собрание народных представителей. Председатель КНР является лишь исполнительным- распорядительным органом при нем. ВСНП формирует все высшие органы власти, включая Председателя КНР, премьера Государственного совета, председателя Цен- трального военного совета, председателя Государственного контрольного комитета, председателя Верховного народного суда, председателя Верховной народной проку- ратуры и др. ВСНП вправе сместить их с занимаемой должности.
По первой Конституции КНР 1954 г. главой государства выступал коллегиальный ор- ган в лице ВСНП и Председателя КНР. Однако роль председателя государства в по- литических процессах того времени была незаметна. Конституцией КНР 1975 г. (пе- риод «культурной революции») пост Председателя был упразднен. Его не было и в Конституции 1978 г. Лишь Конституция 1982 г. восстановила Председателя КНР в системе высших органов государственной власти. Полномочия Председателя чрезвы- чайно ограничены, и он действует, в основном, в соответствии с решениями ВСНП. Фактически (а не юридически) государством руководит Генеральный секретарь ЦК КПК, то есть глава правящей коммунистической партии, которая определяет направ- ления развития страны в целом. Пост Председателя КНР формален и не является важ- ным в системе высших органов власти и управления.
The article is devoted to the study of the formal legal status of the State Chairman of the PRC in the system of higher government authorities and administration. Attention is the State Chairman is not the head of state (chief of state). According to the Constitution of the PRC, the head of state (chief of state) is the National People’s Congress. The State Chair- man of the PRC is only the executive and administrative organ under him. The National People’s Congress to elects all the highest authorities, including the State Chairman of the PRC, the Premier of the State Council, the Chairman of the Central Military Commission, the Chairman of the National Supervisory Commission, the Chairman of the Supreme Peo- ple’s Court, the Chairman of the Supreme People’s Procuratorate and others. The National People’s Congress has the right to remove them from their posts.
According to the first Constitution of the PRC of 1954, the head of state (chief of state) was a collegial organ represented by the NPC and the State Chairman of the PRC. However, the role of the chairman of the state in political processes of that time was invisible. The Consti- tution of the PRC of 1975 (the period of the "cultural revolution") abolished the post of the State Chairman. He was not even in the Constitution of 1978. Only the 1982 Constitution restored the State Chairman of the PRC to the system of higher government authorities and administration. The powers of the State Chairman are extremely limited and he acts mainly in accordance with the decisions of the NPC. In fact (not legally) the head of state (chief of state) is the General Secretary of the CPC, the head of the ruling Communist Party, which determines the direction of the country's development as a whole. The post of the State Chairman of the PRC is formal and not important in the political system of China.
КНР, глава государства, ВСНП, Председатель КНР, Конституция, право Китая
PRC, head of state, NPC, State Chairman of the PRC, Constitution, Chinese law
Лю Шао-ци. О проекте Конституции Китайской Народной Республики // Консти- туция Китайской Народной Республики. Пекин, 1954. Цитата по: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4. Часть Особенная: страны Америки и Азии / отв. ред. проф. Б. А. Страшун. М.: Норма, 2001. 656 с.
Чжоу Фан. Государственные органы Китайской Народной Республики. Перевод с китайского Л.М.Гудошникова и Г.С.Остроумова. Под ред. и с предисловием М.А.Шафира. М.: Издательство иностранной литературы, 1958. 224 с.
许崇德 (Сюй Чундэ). 中华人民共和国宪法史 (Чжунхуа жэньминь гунхэго Сяньфа ши) (История Конституции Китайской Народной Республики). Фуцзянь: Фуцзянь жэнь- минь чубаньшэ, 2003. 898 с. (на кит. яз.).
朱国斌 (Чжу Гобинь). 中国宪法与政治制度 (Конституция Китая и политический строй). Пекин: Фалюй чубаньшэ, 1997. 294 с. (на кит. яз.).