ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА И РУССКАЯ КУЛЬТУРА // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (17.11.2021 – 18.11.2021, Улан-Удэ). Научный редактор: А. П. Майоров, Ответственный редактор: С. В. Бураева, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2021. - С. 5-10.
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА И РУССКАЯ КУЛЬТУРА
CREATIVE HERITAGE OF ARCHPRIEST AVVAKUM AND RUSSIAN CULTURE
Статья посвящена рассмотрению образа Аввакума в русской культуре с конца XVII в. до современности. Отмечены иконописные изображения протопопа, создание церков- ной службы в начале XVIII столетия, канонизация священномученика старообрядца- ми-поповцами. Проанализирована история публикации «Жития» Аввакума в России, в том числе исследования по этому поводу В. И. Малышева. Выявлено влияние «Жи- тия» протопопа Аввакума на русскую общественную жизнь второй половины XIX в., особенно на литературу и культуру того времени. Особое внимание уделено различ- ным точкам зрения на личность Аввакума (Д. Л. Мордовцев, Н. С. Лесков и др.) и по- пыткам литературной обработки текста Жития протопопа. Для ХХ — начала XXI сто- летий, по мнению автора, характерно появление иных, художественных форм вопло- щения образа Аввакума — исторических романов (А. П. Чапыгина и др.), исследова- ний и написания полномасштабной биографии протопопа, создание художественных фильмов и телесериалов. Сделан вывод о неразрывной связи образа мятежного про- топопа и русской культуры.
The article is devoted to the consideration of the image of Khabakkuk in Russian culture since the end of the 17th century to the present day. The icon-painting images of the
archpriest, the creation of a church service at the beginning of the 18th century, the canonization of the holy martyr by the Old Believers-priest are noted. The history of the publication of Avvakum's "Life" in Russia is analyzed, including the research by V. I. Malysheva. The influence of Archpriest Avvakum’s Life on Russian social life in the second half of the 19th century, especially on the literature and culture of that time, is revealed. Special attention is paid to various points of view on the personality of Avvakum (D.L. Mordovtsev, N.S. Leskov, etc.) and attempts at literary processing of the text of the Life of the Archpriest. For the XX — early XXI centuries, according to the author, the emergence of other artistic forms of the image of Avvakum is characteristic — historical novels (A.P. Chapygin and others), research and writing a full-scale biography of the protopope, the creation of feature films and television series. It is concluded that there is an inextricable connection between the image of the rebellious archpriest and Russian culture.
старообрядчество, культура, Аввакум, иконописные изображения, Житие, публикации текста, литературная обработка, художественные произведения, образ в кинопроизведениях
Old Believers, culture, Avvakum, icon-painting images, Life, text publications, literary processing, works of art, image in films
Устинов А. В. Образ протопопа Аввакума в романе Д. Л. Мордовцева «Великий раскол» // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2012. № 5. С. 137.
Серман И. З. Протопоп Аввакум в творчестве Н. С. Лескова // ТОДРЛ / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом); отв. ред. В.И. Малышев. Т. XIV. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 404–407.
Мякотин В. А. Протопоп Аввакум, его жизнь и деятельность. Биографический очерк. СПб., 1893.
Жуков Дм., Пушкарев Л. Русские писатели XVII века. М., 1972.
Кожурин К. Я. Протопоп Аввакум. Жизнь за веру. М., 2011; 2-е, испр. изд. — 2013.