Научные труды

Литвинцев О. С.
ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ КИТАЙЦЕВ // Синология в XXI в.: Материалы международной научной конференции (12.10.2021 – 12.10.2021, Улан-Удэ). Научный редактор: Ветлужская Л. Л., Хайдапова М. Б.-О. , Тугулова О. Д., - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2021. - С. 126-133.
ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ КИТАЙЦЕВ
LINGUISTIC REPRESENTATION OF SOME FEATURES OF THE CHINESE COGNITIVE STYLE
В статье рассматривается языковая репрезентация паттернов китайского когнитивного стиля. Выявляется, что холистический когнитивный стиль проявляется в контекстуальности понимания значения акустических единиц языка, что обуславливает эволюцию лексического состава языка в сторону увеличения количества сложных многоморфемных слов. Правополушарный когнитивный стиль коррелирует с иероглифической системой письма, в которой концептуально конструируется историко-культурный опыт народа, а также проявляется в нацеленности на эмпирическое понимание языка носителями, синтаксическом функционализме и иерархичности.
The article discusses the linguistic representation of patterns of Chinese cognitive style. It is revealed that the holistic cognitive style manifests itself in the contextuali-ty of understanding the meaning of the acoustic units of the language, which causes the evolution of the lexical composition of the language towards an increase in the number of complex multi-morphemic words. The right-hemisphere cognitive style correlates with the hieroglyphic writing system, in which the historical and cultural experience of the people is conceptually constructed, and also manifests itself in the focus on the empirical understanding of the language by native speakers, functional-ism and hierarchy in syntax
когнитивная теория языка, китайский язык, когнитивные стили, холистический когнитивный стиль
cognitive theory of language, Chinese language, cognitive styles, holistic cognitive style.
1. Александров Ю. И., Александрова Н. Л. Субъективный опыт, культура и социальные представления. Москва: Изд-во Института психологии РАН, 2009. 320 с.

2. Алексахин А. Н. Алфавит китайского языка путунхуа. Буква. Фонема. Звук. Слог: для начинающих и продолжающих изучать китайских язык. Москва: АСТ: Восток-Запад, 2008. 96 с.

3. Деглин В. Л. Лекции о функциональной асимметрии мозга человека. Амстердам; Киев, 1996. 151 с.

4. Иванов А. И., Поливанов Е. Д. Грамматика современного китайского языка. Изд. 3-е стер. Москва: Едиториал УРСС, 2003. 304 с.

5. Иванов В. В. Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем. Москва: Сов. радио, 1978. 184 с.

6. Меркулов И. П. Когнитивная эволюция Москва: РОССПЭН, 1999. 312 с.

7. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 288 с.

8. Шутова Е. И. Проблема частей речи в китаеведении // Вопросы языкознания 2003. № 6.

С. 47–64.

9. Nisbett R. E., Masuda T. Culture and point of view // PNAS. Vol. 100(19). 2003. Pp. 11163–11170.

10. Новый стандарт учебной программы для начальных школ, новейшая исправленная версия, 2019 (2019年 最新修订版小学语文新课程标准). URL: https://wenku.baidu.com/view/4f88ca0117888 4868762caaedd3383c4ba4cb45b.html (дата обращения: 1.10.2021).

11. Современный китайский язык в 2-х томах / под ред. Хуан Божуна, Ляо Сюйдуна. Изда-ние пятое. Пекин, 2011 (现代汉语(增订五版)上下册 / 黄伯荣, 廖序东 主编. – 5版. – 北京: 高等教育出版社,2011.6).

Статья