Буддийские основания современных когнитивных технологий // ЕВРАЗИЙСКАЯ ПАРАДИГМА РОССИИ: ЦЕННОСТИ, ИДЕИ, ПРАКТИКА: Материалы международной научной конференции, посвященной 20-летию Бурятского государственного университета (30.09.2015 – 01.10.2015, г. Улан-Удэ). Научный редактор: В. В. Башкеева, д-р филол. наук, профессор; М. В. Бадмаева, д-р филос. наук, доцент, - г. Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2015. - С. 30-35.
Буддийские основания современных когнитивных технологий
Buddhist foundations of modern cognitive technologies
В статье рассматриваются философские основания современных когнитивных технологий и некоторые результаты современных исследований. Особое внимание уделено конгениальности буддийской методологии и методологии, соответствующей постнеклассическому типу научной рациональности. Когнитивная (ментальная) компьютерная технология свободна от эмоций, чувств, в силу чего беспристрастна, а когнитивные технологии в буддизме направлены на работу адепта с омрачениями и негативными отпечатками, освобождают ум от них как от главных причин страданий. Но вместе с тем, они направлены на развитие позитивных состояний ума и отличаются от компьютерных технологий тем, что положительные эмоции (любовь, сострадание, забота обо всех живых существах) являются одной из главных целей буддийского практика. Несмотря на то, что когнитивистика продвинулась довольно далеко, все же реализовать потенциал буддизма в современной науке еще предстоит и данная статья одна из первых попыток осмыслить истоки, основания и перспективы современных когнитивных технологий.
The article deals with the philosophical foundations of modern cognitive technologies and materials and the results of current research. Particular attention is paid congeniality Buddhist methodology and the corresponding post-nonclassical type of scientific rationality. Cognitive (mental) computer technology is free of emotions, feelings, whereby the impartial and cognitive technologies to Buddhism aimed at job adept with defilements and negative prints, free the mind from them as the main causes of suffering. At the same time, they are aimed at the development of positive attitudes and different from the computer technology that positive emotions (love, compassion and caring for all living beings) are one of the main goals of Buddhist practice. Despite the fact that cognitive science has progressed too far, yet to realize the potential of Buddhism in modern science and yet to this article is one of the first attempts to understand the origins, foundation and prospects of modern cognitive technologies.
cognitive science, social cognitive science, cognitive technologies, cognitive distortions, social behavior, Buddhist psychotechnicians, Buddhist technicians of training of mind, Gestalt, clouding, negative karmic prints.
2. Тибетская книга мертвых (Бордо Тхедол) /Пер. с англ. О.Т. Тумановой.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.- 336 с.
3. Джампа Тинлей. Буддийская логика: Комментарий к трактату Дхармакирти «Прама-навартика» /Под ред. И.С. Урба-наевой и А.Ю. Коноваловой.- Улан-Удэ: Издательство «Дже Цонкапа», 2011.- 359 с.
4. Его Святейшество Далай-Лама и доктор Говард К.Катлер. Искусство быть счастливым: Руководство для жизни /перевод с англ.- М.: ООО Издательство «София», 2010.-288с.
5. Джампа Тинлей. Шаматха: основы тибетской медитации.- СПб.: Издательство «Ясный свет».- 1995.-182 с.
References
1. Elektronnyy resurs [HTTP: // www.vikipedia]; [HTTP: // WWW. http://government.ru/gov/. 2. Tibetskaya kniga mertvykh (Bordo Tkhedol) / Per. s angl. O.T. M .: Tumanovoy.- FAIR-PRESS, 2000.- 336 s.
3. Dzhampa Tinley. Buddiyskaya logika: Kommentariy k traktatu Dkharmakirti «Prama-navartika» / Pod red. I.S. Urbanayevoy i A.YU. Konovalovoy.- Ulan-Ude: Izdatel'stvo «Dzhe Tsonkapa», 2011.- 359 s.
4. Yego Svyateyshestvo Dalay-Lama i doktor Govard K.Katler. Iskusstvo byt' schastlivym: Rukovodstvo dlya zhizni / perevod s angl.- M .: OOO Izdatel'stvo «Sofiya», 2010.-288s.