Научные труды

Иникова С. А.
«НЕХАЙ СОХРАНИТ НАС БОГ КАК ЕСТЬ»: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ У ЧАСОВЕННЫХ ХУТОРА (РУМЫНИЯ) // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (17.11.2021 – 18.11.2021, Улан-Удэ). Научный редактор: А. П. Майоров, Ответственный редактор: С. В. Бураева, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2021. - С. 42-50.
«НЕХАЙ СОХРАНИТ НАС БОГ КАК ЕСТЬ»: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ У ЧАСОВЕННЫХ ХУТОРА (РУМЫНИЯ)
«MAY GOD KEEP US AS WE ARE»: COMMON AND SPECIAL AMONG THE CHASOVENNYE OF THE KHUTOR (ROMANIA)
(Статья выполнена в соответствии с планом научной работы ИЭА РАН).
281.93-3(498)  10.18101/978-5-9793-1674-1-42-50
Статья посвящена исследованию старообрядцев часовенного согласия, живущих в Румынии. Сравнительно большая в начале XX в. группа ныне представлена только часовенными, проживающими в бывшем селении Хутор, вошедшем в черту г. Брэила. Часовенные Румынии никогда не становились объектом исследования, поэтому в научной литературе о них отсутствуют какие-либо сведения. С целью расширения знаний об этой группе автор использовала в статье полевые материалы, полученные ею во время экспедиции 2017 г. В работе даны сведения об истории часовенных Ху- тора в XX в., показаныих взаимоотношения с государством и проживающими там же старообрядцами белокриницкого согласия. Выйдя из среды беглопоповцев, часовен- ные и белокриницкие уже более 150 лет являются религиозными оппонентами. Автор анализирует тактику часовенных, направленную на формирование положительной самооценки и негативной оценки белокриницких соседей. Такой подход к решению проблемы сохранения идентичности способствует сплочению старшего поколения ча- совенных, но не дает возможности адаптации к новым жизненным реалиям, что неиз- бежно ведет к численному сокращению группы.
The article is devoted to the study of the Old Believers of the Chasovennoye Concord living in Romania. A relatively large group at the beginning of the XX century is now represented only by the Chasovennye living in the former village of Khutor, which entered the city of Braila. Romanian Chasovennye have never been the object of research, so there is no infor- mation about them in the scientific literature. In order to expand knowledge about this group, the author used the field materials she received during the 2017 expedition in the ar- ticle. The work provides information about the history of the Chasovennye of Khutor in the XX century, shows their relationship with the state and the Old Believers of the Belo- krinitskoe Concord living there. Having emerged from the environment of Beglopopovtsy, the Chasovennye and the Belokrinitskie Old Believers have been religious opponents for more than 150 years. The author analyzes the tactics of the Chasovennye, aimed at forming a positive self-esteem and a negative assessment of the Belokrinitskie neighbors. Such an approach to solving the problem of preserving identity contributes to the cohesion of the older generation of the group but does not allow adaptation to new realities of life, which in- evitably leads to a numerical reduction of the group.
белокриницкие и часовенные старообрядцы, Румыния, Хутор, идентичность, Никон, Амвросий, религиозные запреты, благочестие
Belokrinitskieand Chasovennye Old Believers, Romania, Khutor, identity, Ni- kon, Ambrose, religious prohibitions, piety
Иникова С. А. Народная традиция и религиозная идея в современной похоронной одежде старообрядцев-липован в Румынии // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 3. С. 334–339.

Надеждин Н. И. О заграничных раскольниках // Сборник правительственных сведе- ний о раскольниках / сост. В. Кельсиев. Лондон, 1860. Вып. 1. С. 75–166.

Плотникова А. А. Старообрядцы Добруджи в Румынии // Славянские островные ареалы: архаика и инновации. М.: ИСл. РАН, 2016. С. 17–34.

ПМА — Полевые материалы автора. Румыния, 2017 г. Хутор. А. 1934 г. р.

ПМА — Полевые материалы автора. Румыния, 2017 г. Хутор. А. 1954 г. р

ПМА — Полевые материалы автора. Румыния, 2017 г. Хутор. Е. 1946 г. р.

ПМА — Полевые материалы автора. Румыния, 2017 г. Хутор. И. Б. 1955 г. р.

ПМА — Полевые материалы автора. Румыния, 2017 г. Хутор. З. С. А. 1943 г. р.

ПМА — Полевые материалы автора. Румыния, 2017 г. Хутор. Т. М. 1924 г. р.

Пригарин А. А. Русские старообрядцы на Дунае. Одесса; Измаил; Москва: «СМИЛ» — «Археодоксия», 2010. 527 с.

Субботин Н. И. Происхождение ныне существующей у старообрядцев так называ- емой австрийской, или белокриницкой, иерархии. М.: Тип. Рис., 1874. 512 с.

Polek J. Lippowanerinder Bukowina. II: Religionund Kirchenwesen. Czernowitz, 1898. 84 s.
Статья