Научные труды

Батуева А. Ц.
Религиозные воззрения ранних просветителей в России // ЕВРАЗИЙСКАЯ ПАРАДИГМА РОССИИ: ЦЕННОСТИ, ИДЕИ, ПРАКТИКА: Материалы международной научной конференции, посвященной 20-летию Бурятского государственного университета (30.09.2015 – 01.10.2015, г. Улан-Удэ). Научный редактор: В. В. Башкеева, д-р филол. наук, профессор; М. В. Бадмаева, д-р филос. наук, доцент, - г. Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2015. - С. 35-38.
Религиозные воззрения ранних просветителей в России
The religious views of early educators in Russia
2-3 (47)  10.18101/978-5-9793-0814-2-35-38
В статье рассмотрены религиозные воззрения первых просветителей: представлены идеи А. Кантемира, В.Н. Татищева, Д.С. Аничкова, Я.П. Козельского. Русским просветителям была близка борьба их западных «коллег» против церковной идеологии и церкви. Но если западноевропейские просветители отстаивали принцип веротерпимости, а в некоторых случаях стояли на атеистических позициях, мыслители русского просвещения в первой половине восемнадцатого столетия критиковали грубые нравы и невежество духовенства, выступали в поддержку науки и защищали ее ученых от преследований со стороны духовенства. В России в эпоху Просвещения процесс секуляризации проходил медленно и давался трудно. В целом, сама идея Бога осталась неприкосновенной, просветители же, оставаясь верующими людьми, критиковали институт церкви, невежество монашества и грубые нравы церковников.
The article deals with religious beliefs first educators: presented ideas of Kantemir and VN Tatishchev, DS Anichkova, JP Kozelsk. Russian educators were very close fight their Western "colleagues" against the ideology of the church and the church. But if the Western European Enlightenment defended the principle of religious tolerance, and in some cases stood at atheistic positions thinkers Russian education in the first half of the eighteenth century, criticized the coarse manners and ignorance of the clergy, were in support of science and scientists defended it from persecution by the clergy. In Russia, the Enlightenment process of secularization has been slow and give hard. In general, the idea of God remain intact, as educators, while remaining faithful people who criticized the Church Institute, ignorance of monasticism and rough manners of the clergy.
Просвещение, религия, секуляризация, критика церкви, национальное самосознание
Enlightenment, religion, secularization, criticism of the church, national morale
1. Перевезенцев С.В. Святая Русь Светская Россия / Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/history/35198.php (дата обращения: 10.08.2013).

2. Армстронг К. История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе. -М.: Альпина нонфикшн, 2011. – С.6.

3. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века: Очерки. – М.: Мысль, 1983. – С.22.

4. Франсин-Доминик Лиштенан. Русская церковь XVIII в. глазами западных наблюдателей: политический и философский аспекты / Европейское просвещение и цивилизация России / отв. ред. С.Я. Карп, С.А. Мезин. – М.: Наука, 2004. – С. 65.

5. Шимко И.И. Новые данные к биографии кн. Антиоха Дмитриевича Кантемира и его ближайших родственников. – СПб., 1891. – С. 19.

6. Кантемир А. Изъяснение к IX сатире. На состояние сего света. К солнцу. Собрание стихотворений. – Л., 1956. – С. 188.

7. Татищев А.Н. Разговор о пользе наук и училищ. – М., 1974. – С. 52.

8. Козельский Я.П. Философические предложения // Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII / под общ. ред. И.Я. Щипанова. – М., 1952. Т. 1. – С. 417.

9. Голберг Л. История датская, сочиненная господином Голбергом, которую сократил и приписал к ней свои примечания артиллерии капитан Яков Козельский. – СПб, 1765. Ч. II. С. 206-207.

10. Глоба Т.А. Философская мысль в России во II половине XVIII в.: дисс… канд. филос. наук. – Мурманск, 2009. – С. 89.

References

1. Perevezentsev S.V. Svyataya Rus' Svetskaya Rossiya / Rezhim dostupa: http://www.portal-slovo.ru/history/35198.php (data obrashcheniya: 10.08.2013).

2. Armstrong K. Istoriya Boga: 4000 let iskaniy v iudaizme, khristianstve i islame. -M.: Al'pina non-fikshn, 2011. – S.6.

3. Momdzhyan KH.N. Frantsuzskoe Prosveshchenie XVIII veka: Ocherki. – M.: Mysl', 1983. – S.22.

4. Fransin-Dominik Lishtenan. Russkaya tserkov' XVIII v. glazami zapadnykh nablyudateley: politicheskiy i filosofskiy aspekty / Evropeyskoe prosveshchenie i tsivilizatsiya Rossii / otv. red. S.YA. Karp, S.A. Mezin. – M.: Nauka, 2004. – S. 65.

5. SHimko I.I. Novye dannye k biografii kn. Antiokha Dmitrievicha Kantemira i ego blizhayshikh rodstvennikov. – SPb., 1891. – S. 19.

6. Kantemir A. Iz"yasnenie k IX satire. Na sostoyanie sego sveta. K solntsu. Sobranie stikhotvoreniy. – L., 1956. – S. 188.

7. Tatishchev A.N. Razgovor o pol'ze nauk i uchilishch. – M., 1974. – S. 52.

8. Kozel'skiy YA.P. Filosoficheskie predlozheniya // Izbrannye proizvedeniya russkikh mysliteley vtoroy poloviny XVIII / pod obshch. red. I.YA. SHCHipanova. – M., 1952. T. 1. – S. 417.

9. Golberg L. Istoriya datskaya, sochinennaya gospodinom Golbergom, kotoruyu sokratil i pripisal k ney svoi primechaniya artillerii kapitan YAkov Kozel'skiy. – SPb, 1765. CH. II. S. 206-207.

10. Globa T.A. Filosofskaya mysl' v Rossii vo II polovine XVIII v.: diss… kand. filos. nauk. – Murmansk, 2009. – S. 89.
Статья