Научные труды

Пастушевский С.
ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ НА УКРАИНСКОМ ПОГРАНИЧЬЕ // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (17.11.2021 – 18.11.2021, Улан-Удэ). Научный редактор: А. П. Майоров, Ответственный редактор: С. В. Бураева, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2021. - С. 161-171.
ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ НА УКРАИНСКОМ ПОГРАНИЧЬЕ
OLD BELIEVERS IN THE UKRAINIAN BORDERLAND
281.93-3:008  10.18101/978-5-9793-1674-1-161-171
Движение старообрядцев присутствует на территории Украины с XVIII в. Погранич- ный характер Украины и ее сетево-региональное развитие наложили отпечаток на ха- рактер каждой старообрядческой общины. Это православное движение имеет харак- тер различных анклавов. События 2014 г. вернули антипатию украинского большин- ства, в том числе власти, к старообрядческой диаспоре (6000–7000 человек).
Old Believers movement has been present on the territory of Ukraine since the 18th century. The frontier character of Ukraine and its network-regional development have left their marks on the character of each Old Believers communities. This Christian Orthodox move- ment have the character of diverse enclaves. The events of 2014 have brought back aversion of the Ukrainian majority, including the authorities, towards the (6,000–7,000 people) Old Believers diaspora.
Украина, граница, древлеправославие, национализм, общины, пра- вославие, католицизм, протестантизм, диффузия, передел, христианство
Ukraine, border, Old Believers, nationalism, communities, Orthodoxy Christiani- ty, Catholicism, Protestantism, diffusion, redistribution, Christianity
Rieligijatarieligijnist’ в Украине / под ред. С. Макаев. Киев, 2009. Институт Политологии, Социологии Национальной академии наук Украины. 2004.

Барт Ф. Этнические группы и границы: общественная ассимиляция культурных различий, перевод с немецкого языка: Малгожата Гловацкая-Грайпер // Изучение культуры. Продолжения. Варшава: PWN, 2004. С. 348–377.

Единоверие — официальная с 1800 г. ветвь Русской православной церкви, собирающая бывших старообрядцев, которые подчинялись процессу присоединения к церкви, сохраняя при этом старые обряды.

Зимны Д. Южное Подляшье как языково-культурное пограничье вчера и сегодня // На пограничьях. О социальных и культурных связях / под ред. Р. Либельта. Санок, 2018. С. 190.

Козак С. Польско-украинское культурное пограничье // Варшавские записи украиноведения. 1998. № 6–7. С. 7–31.

Пастушевский С. От географическо-политической границы — посредством культурной и национальной границы — к этноконфессиональнойгранице // На пограничьях. Размышления об обществе и культуре / под ред. П. Фрончка, Й. К. Коральчук. Санок, 2018. С. 254–255.

Пастушевский С. Религиозные и этнические границы между польским католическим большинством и русским староправославным меньшинством середины XVIII века — до наших дней // От конфликта — к сосуществованию и сотрудничеству / под ред. К. Грысиньска-Ярмула, Т. Мареш. Быдгощ: Изд-во Университета Казимира Велцкого, 2017. С. 44.

Родак О. Создание и пересечение межгрупповых границ в Будзяке — случай старообрядцев и православных из поселка Мирное // Наблюдение. Религиозная культура и самобытность наддунайских старообрядцев / под ред. В. Липиньский. Варшава: Изд-во Варшавского университета, 2015. С. 339.

Слобожанщина, связанная с Диким Полем страна свобод, то есть поселения, освобожденные от феодальных и государственных обязательств. В настоящее время это Харьковская и Сумская области, где поселения были основаны казаками, привилегии которых зависели от вооруженного сопротивления татарским нашествиям.

Украинская статистическая категория, включающая общины, конгрегации, парафии.

Христианские церкви и религиозные организации в Украине. Киев: Государственный Комитет Украины по делам национальности и религии, 2001. С. 47.
Статья