ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ НА УКРАИНСКОМ ПОГРАНИЧЬЕ // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (17.11.2021 – 18.11.2021, Улан-Удэ). Научный редактор: А. П. Майоров, Ответственный редактор: С. В. Бураева, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2021. - С. 161-171.
Движение старообрядцев присутствует на территории Украины с XVIII в. Погранич- ный характер Украины и ее сетево-региональное развитие наложили отпечаток на ха- рактер каждой старообрядческой общины. Это православное движение имеет харак- тер различных анклавов. События 2014 г. вернули антипатию украинского большин- ства, в том числе власти, к старообрядческой диаспоре (6000–7000 человек).
Old Believers movement has been present on the territory of Ukraine since the 18th century. The frontier character of Ukraine and its network-regional development have left their marks on the character of each Old Believers communities. This Christian Orthodox move- ment have the character of diverse enclaves. The events of 2014 have brought back aversion of the Ukrainian majority, including the authorities, towards the (6,000–7,000 people) Old Believers diaspora.
Rieligijatarieligijnist’ в Украине / под ред. С. Макаев. Киев, 2009. Институт Политологии, Социологии Национальной академии наук Украины. 2004.
Барт Ф. Этнические группы и границы: общественная ассимиляция культурных различий, перевод с немецкого языка: Малгожата Гловацкая-Грайпер // Изучение культуры. Продолжения. Варшава: PWN, 2004. С. 348–377.
Единоверие — официальная с 1800 г. ветвь Русской православной церкви, собирающая бывших старообрядцев, которые подчинялись процессу присоединения к церкви, сохраняя при этом старые обряды.
Зимны Д. Южное Подляшье как языково-культурное пограничье вчера и сегодня // На пограничьях. О социальных и культурных связях / под ред. Р. Либельта. Санок, 2018. С. 190.
Козак С. Польско-украинское культурное пограничье // Варшавские записи украиноведения. 1998. № 6–7. С. 7–31.
Пастушевский С. От географическо-политической границы — посредством культурной и национальной границы — к этноконфессиональнойгранице // На пограничьях. Размышления об обществе и культуре / под ред. П. Фрончка, Й. К. Коральчук. Санок, 2018. С. 254–255.
Пастушевский С. Религиозные и этнические границы между польским католическим большинством и русским староправославным меньшинством середины XVIII века — до наших дней // От конфликта — к сосуществованию и сотрудничеству / под ред. К. Грысиньска-Ярмула, Т. Мареш. Быдгощ: Изд-во Университета Казимира Велцкого, 2017. С. 44.
Родак О. Создание и пересечение межгрупповых границ в Будзяке — случай старообрядцев и православных из поселка Мирное // Наблюдение. Религиозная культура и самобытность наддунайских старообрядцев / под ред. В. Липиньский. Варшава: Изд-во Варшавского университета, 2015. С. 339.
Слобожанщина, связанная с Диким Полем страна свобод, то есть поселения, освобожденные от феодальных и государственных обязательств. В настоящее время это Харьковская и Сумская области, где поселения были основаны казаками, привилегии которых зависели от вооруженного сопротивления татарским нашествиям.