Научные труды

Костров А. В.
СОВРЕМЕННЫЙ СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ ЛУБОК «КРЕСТНЫЙ КОРАБЛЬ»: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АВТОПОРТРЕТ ЧАСОВЕННОГО СОГЛАСИЯ // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (17.11.2021 – 18.11.2021, Улан-Удэ). Научный редактор: А. П. Майоров, Ответственный редактор: С. В. Бураева, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2021. - С. 250-258.
СОВРЕМЕННЫЙ СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ ЛУБОК «КРЕСТНЫЙ КОРАБЛЬ»: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АВТОПОРТРЕТ ЧАСОВЕННОГО СОГЛАСИЯ
MODERN OLD BELIEVERS’S LUBOK PRINT “THE CHRISTCROSS SHIP”: A SOCIOCULTURAL SELF-PORTRAIT OF CHAPEL CREED
002:281.93-3   10.18101/978-5-9793-1674-1-250-258
В статье на основе методов культурной и визуальной антропологии предпринимается анализ такого визуально-текстового источника, как современный старообрядческий лубок «Крестный корабль». Этот настенный лист создан в удаленных и скрытых мо- настырях часовенного согласия, находящихся на севере Енисейской Сибири (Красно- ярский край), а открыт нами в ходе летней экспедиции в таежные старообрядческие деревни верховьев Енисея (Республика Тыва) в 2016 г. С одной стороны, он содержит в себе традиционную старообрядческую интерпретацию спасения Церкви в образе корабля, с другой — рефлексию современных последователей часовенного согласия на мир и свое место в нем. При этом автор визуализирует религиозно-социальную структуру своей группы, внутренний взгляд на ее идеальную модель и миссию.
Based on the methods of cultural and visual anthropology, the article analyzes such a visual- textual source as the modern Old Believers print (lubok) “The Godfather Ship”. This wall sheet was created in remote and hidden monasteries of the chapel creed (“soglasie”) located in the north of the Yenisei Siberia (Krasnoyarsk Region), and it was discovered during the summer expedition to old believers’ settlements in taiga along the Upper Yenisei river (Re- public of Tuva) in 2016. On one hand, it contains the traditional Old Believer’s interpreta- tion of the salvation of the Church in the form of a ship, on the other hand, it is the reflection of modern followers of the chapel creed to the world and their place in it. At the same time, the author visualizes the religious and social structure of the group he belongs to, presenting an internal outlook at its ideal model and mission.
старообрядчество, часовенное согласие, монастыри, скиты, новый лубок, настенный лист, «Крестный корабль»
Old Believers, chapel creed, chasovennye, monasteries, small monasteries, new print (lubok), wall sheet (poster), “Christcross ship”
Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII–XX вв.: Проблемы творчества и общественного сознания. М.: Памятники истори- ческой мысли, 2002. 471 с.

Костров А. В., Быкова Е.В. «Две дороги — два пути»: мировоззрение староверов- часовенных в лубочных художественных образах // ResHumanitariae. Vol. 20, Ed. by Rimantas Balsys. Klaipeda University Publishers, 2016. С. 58–67.

Быкова Е. В., Костров А. В. Старообрядческий лубок «Две дороги — два пути»: комментированное прочтение визуального образа. Киров: Кировск. обл. типография, 2019. 192 с.

Быкова Е. В., Пригарин А. А. Мир визуальных образов старообрядцев Тувы: от иконы и лубочной картинки до фотографии // Новые исследования Тувы. 2019. № 1. С. 75–94.

Костров А. В. Феномены культуры современных старообрядцев-часовенных Ени- сейской Сибири. Красноярск: КАСС, 2021. 412 с.
Статья