ТРАДИЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРЫ ДЕТСТВА КАК ФАКТОР ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ // БАНЗАРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: материалы международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Д. Банзарова и 90-летию БГПИ — БГУ. В 2 ч. Ч. I (30.03.2022 – 31.03.2022, Улан-Удэ). Научный редактор: В. В. Номогоева, Ответственный редактор: О. Н. Полянская, Рецензент: Л. Б. Жабаева, Т. И. Юсупова, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2022. - С. 121-124.
ТРАДИЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРЫ ДЕТСТВА КАК ФАКТОР ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
ETHNIC CULTURE OF CHILDHOOD: ITS TRADITIONS AS A FACTOR FOR KIDS ETHNIC SOCIALIZATION
Рассматривается проблема детства как этнокультурного феномена. Автор анализирует особен- ности этнокультуры детства, ее ценности, нормы, практики на примере традиционной культу- ры бурят. Рассмотрены специфика и механизмы процессов социализации и инкультурации на этапе детства, факторы, определяющие механизмы этнической социализации: образ жизни, се- мейно-родовые обряды, ритуалы, система воспитания. Обозначена система традиционных цен- ностей воспитания у бурят, определяющих поведенческие модели, осмысление своего «я» в си- стеме социальных отношений.
The article is devoted to the problem of childhood as an ethno-cultural phenomenon. The author anal- yses the features of the ethnic culture of childhood, its values, norms, practices on the example of the traditional culture of the Buryats. The articles considers the specifics and mechanisms of the processes of socialization and inculturation at the stage of childhood, the factors that determine the mechanisms of ethnic socialization: lifestyle, family and tribal rites, rituals, and the system of education.
культура детства, феномен детства, традиция, этнокультура, этническая со- циализация, инкультурация, детская субкультура, традиционная культура.
culture of childhood, the phenomenon of childhood, tradition, ethnoculture, ethnic sociali- zation, inculturation, children's subculture, traditional culture.
Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: ИД Шалвы Амонашвили, 1995. 496 с.
Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры / под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Институт практической психологии; Воронеж: Модэк, 1996. 516 с.
Кон И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, 1988. 332 с.
Корчак Я. Как любить ребенка. Екатеринбург: У-Фактория, 2008. 380 с.
Лопсонова З. Б., Маншеев Д. М. Специфика социализации детей в традиционной культуре бурят // Sciense for Education Today. 2020. Т. 10. № 4. С. 202–216.
Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2007. 368 с.
Фельдштейн Д. И. Мир детства в современном мире. М.: Изд-во МПСУ; Воронеж: МОДЭК. 2013. 336 с.