ЛАМАИЗМ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В БУРЯТИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ — НАЧАЛЕ ХХ в. // БАНЗАРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: материалы международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Д. Банзарова и 90-летию БГПИ — БГУ. В 2 ч. Ч. I (30.03.2022 – 31.03.2022, Улан-Удэ). Научный редактор: В. В. Номогоева, Ответственный редактор: О. Н. Полянская, Рецензент: Л. Б. Жабаева, Т. И. Юсупова, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2022. - С. 125-133.
ЛАМАИЗМ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В БУРЯТИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ — НАЧАЛЕ ХХ в.
LAMAISM AND ITS INFLUENCE ON EDUCATION DEVELOPMENT IN BURYATIA IN THE SECOND HALF OF THE XIX — EARLY XX CENTURIES
Статья посвящена развитию образования в Бурятии во второй половине XIX — начале ХХ в., влиянию на этот процесс распространившейся религии в форме ламаизма. При ламаистских дацанах открывались школы, которые в значительной степени повлияли на развитие образова- ния и культуры бурятского народа. В статье дана краткая характеристика дацанских школ, описаны содержание, формы и методы обучения. Автор опирается на архивный документ, находящийся в Российском государственном историческом архиве (РГИА) в Санкт- Петербурге, — Рапорт министру внутренних дел от управляющего Отделением Департамента духовных дел действительного статского советника Ивана Платоникова «О бытовых условиях бурятского населения Иркутской губернии и Забайкальской области», в особенности на его раздел «Религиозное образование и воспитание бурятского юношества». Материал позволяет реальнее представить процесс обучения и воспитания в бурятских дацанах рассматриваемого периода и сделать вывод о том, что дацанские школы со своей специфической организацией, способами, методами обучения и огромным контингентом учащихся сыграли большую роль в распространении грамотности среди бурят, способствовали их духовному развитию, благо- творно повлияли на их общий уровень культуры и образованности.
The article is devoted to the development of education in Buryatia in the second half of the XIX — early XX centuries, the influence of the widespread religion in the form of Lamaism on this process. There were schools founded by Lamaist datsans that greatly influenced the development of education and culture of the Buryat people. The article gives a brief description of datsan schools, describes the content, forms, and methods of teaching. The author relies on an archival document located in the Russian State Historical Archive in St. Petersburg, a report to the Minister of Internal Affairs from the head of the Department of Spiritual Affairs of the Acting State Councilor Ivan Platonikov «On the liv- ing conditions of the Buryat population in the Irkutsk province and the Zabaikalsky region», especial- ly on its section «Religious education and upbringing of the Buryat youth». The material allows to imagine more realistically the process of education and upbringing in Buryat datsans of the reviewed period and to conclude that datsan schools with their specific organisation, ways, methods of teaching and a huge number of students played a big role on the literacy among Buryats, contributed to their spiritual development, beneficially influenced their overall level of culture and education.
ламаизм, дацан, дацанские школы, лама, хуварак, факультет, метод обуче- ния.
Lamaism, dastan, datsan schools, lama, huvarak (the student of datsan school), faculty, teaching method.
РГИА — Российский государственный исторический архив.
Андреев В. И. История бурятской школы (1804–1962). Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1964. 567 с.
Барадин Б. Буддийские монастыри // Ориент. Вып. 1: Буддизм и Россия. 1992.
Козьмин Н. Н. Туземная интеллигенция Сибири // Сибирская живая старина. Иркутск, 1923. № 1. С. 32–40.
Розанов В. В. Сумерки просвещения / сост. и автор очерка В. Н. Щербаков. М.: Педагогика, 1990. 624 с.