Научные труды

Дагбаева Н. Ж.
,
Содномова Н. Б.
,
Уржинсурен Ж.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ В МОНГОЛИИ И РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ // БАНЗАРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: материалы международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Д. Банзарова и 90-летию БГПИ — БГУ. В 2 ч. Ч. I (30.03.2022 – 31.03.2022, Улан-Удэ). Научный редактор: В. В. Номогоева, Ответственный редактор: О. Н. Полянская, Рецензент: Т. И. Юсупова, Л. Б. Жабаева, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2022. - С. 257-262.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ В МОНГОЛИИ И РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
CONTEMPORARY CHALLENGES OF RURAL TEACHERS IN MONGOLIA AND RUSSIA: PROFESSIONAL DEVELOPMENT PROSPECTS
37.018.523(517.3)+470  10.18101/978-5-9793-1709-0-257-262
В статье раскрываются роль сельского педагога в современных условиях местного сообщества и технологии его профессионального роста. Для сельских школ обеих стран, России и Монго- лии, характерны схожие проблемы: нехватка педагогических кадров, их устаревание, нежела- ние молодых учителей оставаться на селе, сложности в повышении квалификации, большие расстояния и удаленность многих сел от центра. Схожим частично можно назвать традицион- ный уклад жизни в селе и единый этнический менталитет монголов и бурят. Касаясь техноло- гий повышения профессионального роста сельского учителя, очевидно, что эти задачи должны решаться в русле компетентностного подхода, гуманистической направленности, гуманитари- зации образования, вариативности образовательного процесса, самостоятельного получения знаний, перераспределения теоретического, практического, гуманитарного и естественнонауч- ного знания, использования достижений современных информационных и телекоммуникаци- онных технологий. Среди технологий развития профессионального роста учителя мы выделяем несколько эффективных форм работы, таких как «обучение на рабочем месте», использование интерактивных форм на курсах повышения учителей начальных классов, а также использова- ние онлайн-форм обучения в период эпидемии.
The article reveals the role of a rural teacher in the current conditions of the local community and the technology of their professional growth. Rural schools in both countries, Russia and Mongolia, are characterised by similar problems: lack of teaching staff, obsolescence of personnel, and unwilling- ness of young teachers to stay in the countryside, difficulties in raising their qualifications, long dis- tances and remoteness of many villages from the centre. One can note the similar traditional lifestyle in the village, and ethnic mentality of the Mongols and Buryats. Regarding the technologies for in- creasing the professional growth of a rural teacher, it is obvious that these tasks should be solved in line with the competence-based approach, humanistic orientation, humanization of education, the var- iability of the educational process, self-acquisition of knowledge, redistribution of theoretical, practi- cal, humanitarian and natural science knowledge, use of the achievements of modern information and telecommunication technologies. Among the technologies for the development of teacher professional growth, we highlight several effective forms of work such as «on-the-job training», the use of interac- tive forms in advanced training courses for primary school teachers, as well as the use of online forms of education during the epidemic.

образование, обучение, сельский учитель, профессиональное развитие, тех- нологии профессионального роста, компетенции, профессиональные умения.
education, training, rural teacher, professional development, technologies of professional growth, competencies, professional skills.
Баярмаа Б. К вопросу реформы структуры образования Монголии, основанной на международных классификациях и стандартах. Улаанбаатар, 2001.

Девятова И. Е. Развитие педагогического потенциала учителя в системе корпоративного обучения // Гипотезы, дискуссии, размышления: научно-теоретический журнал. 2016. № 3(28). С. 138–146.

Жаргал Уржинсурен. Развитие профессионального потенциала учителей сельских школ Монголии в процессе их образовательной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Улан-Батор, 2021.

Дагбаева Н. Ж., Уржинсурэн Ж., Содномова Н. Б. Акмеологические аспекты профессиональной деятельности сельского учителя Монголии // Евразийский союз ученых. 2018. № 9(54). С. 28–31.

Зейнелова А. Е., Акишева А. К. Профессиональное развитие сельского учителя в условиях модернизации // Современные инновации. 2018. № 6(28).

Зимняя И. А. Ключевые компетенции: новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.

Румянцева Л. Ю. Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения. URL: / eduportal44.ru

Birgit Aschemann. Workplace Learning ist mehr als Lernen am Arbeitsplatz. 2016 // Erwachsenbildung. URL: https://erwachsenenbildung.at/aktuell/nachrichten/10076-workplace-learning-ist-mehr-als-lernen-am-arbeitsplatz.php (дата обращения: 10.02. 2022).
Статья