РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ: ВОЗРАСТНОЙ, СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ // БАНЗАРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: материалы международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Д. Банзарова и 90-летию БГПИ — БГУ. В 2 ч. Ч. I (30.03.2022 – 31.03.2022, Улан-Удэ). Научный редактор: В. В. Номогоева, Ответственный редактор: О. Н. Полянская, Рецензент: Л. Б. Жабаева, Т. И. Юсупова, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2022. - С. 296-301.
РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ: ВОЗРАСТНОЙ, СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
REALITIES AND PROSPECTS FOR CHILDREN'S RANDOM BEHAVIOUR: AGE, SOCIO-CULTURAL AND ETHNIC ASPECTS
В статье представлены материалы изучения научных подходов к пониманию ведущей роли произвольности и произвольного поведения детей в развитии их личности. Авторами проана- лизированы факторы развития произвольного поведения в дошкольном детстве. Приведены результаты эмпирического исследования произвольного поведения старших дошкольников в период 2006 года (n=149) в контексте межличностного общения со сверстниками и произвольного кодирования эмоций. Обобщены результаты исследования современного состояния развития произвольного поведения детей в контексте психологической готовности к обучению в школе за период с 2014 по 2021 г. (n=173). А также дан сравнительный анализ особенностей развития произвольного поведения русских детей и детей-бурят в контексте общей социализации современных дошкольников.
The article presents materials for studying scientific approaches to understanding the leading role of arbitrariness and voluntary behaviour in children in their personal development. The authors analysed the factors of developing voluntary behaviour in preschool childhood. The results of an empirical study of the voluntary behaviour in older preschoolers in the period of 2006 (n=149) in the context of interpersonal communication with peers and arbitrary coding of emotions are presented. The results of studying the development of voluntary behaviour in children in the context of psychological readiness for schooling for the period from 2014 to 2021 (n=173) have been summarised, as well as the com- parative analysis of voluntary behaviour in Russian and Buryat children in the context of the general socialization of modern preschoolers.
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1959. 519 с.
Гармаева Т. В. Психолого-педагогические аспекты подготовки детей к школе и адаптации к школьному обучению в контексте дистанционного взаимодействия // Вестник Бурятского госу- дарственноо университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 2. С. 46–53.
Гармаева Т. В. Сравнительный анализ развития эмоций у русских и бурятских детей стар- шего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2006. 28 с.
Гребенникова О. В. Психолого-педагогические условия развития произвольного поведения дошкольников // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 1(3). URL: http://psystudy.ru
Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. 256 с.
Смирнова Е. О. Современная детская субкультура // Консультативная психология и психо- терапия. 2015. № 4(88). С. 25–35.