Научные труды

Ахмадулина С. З.
,
Очиров А. А.
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВЫХ РЕЛИГИЙ // Банзаровские чтения: материалы международной научной конференции, посвя щенной 200-летию со дня рождения Д. Банзарова и 90-летию БГПИ — БГУ (30.03.2022 – 31.03.2022, Улан-Удэ). Научный редактор: В. В. Номогоева, Ответственный редактор: О. Н. Полянская, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2022. - С. 28-32.
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВЫХ РЕЛИГИЙ
REASONS FOR EMERGING AND SPREADING NEW RELIGIONS
2(091)  10.18101/978-5-9793-1755-7-28-32
Последнее десятилетие российской истории ХХ в. обозначено возникновением духовного яв- ления, которое получило название «новые религии или нетрадиционные религии, в негативной коннотации секты, тоталитарные культы». Рассматривая причины появления и распростране- ния новых религий, мы обращаемся к религиозным комплексам, получившим широкое распро- странение во второй половине 20 столетия в США, ряде стран Западной Европы, Азии, с 1990- х гг. в России. Современная религиозная ситуация в нашей стране неоднозначна, возникают проблемы, которые затрагивают государственные интересы, связанные с возникновением тако- го понятия, как духовная безопасность, отражающего обеспокоенность деятельностью некото- рых новых религий. Этот вопрос особенно актуален для Республики Бурятия, учитывая ее гео- политическое расположение, отдаленность от традиционных духовных центров, высокий уро- вень синкретизма разных религиозных комплексов, создание локальных религиозных новаций. Вопрос, связанный с анализом причин появления и распространения новых религий, важен не только в контексте региональных процессов, но имеет и методологическое значение для выявления общероссийских тенденций развития этого феномена.
The last decade of the Russian history of the twentieth century is marked by appearing a spiritual phenomenon that was called new religions or non-traditional religions, in the negative connotation of sects, totalitarian cults. Considering the reasons for emerging and spreading new religions, we turn to religious complexes that became widespread in the second half of the 20th century in the United States, a number of countries in Western Europe, Asia, and in Russia since the 1990s. The current religious situation in our country is ambiguous, there are problems that affect the state interests associ- ated with the emergence of such a concept as spiritual security. This concept reflects concern about the activities of some new religions. This issue is especially relevant for the Republic of Buryatia, given its geopolitical location, remoteness from traditional spiritual centers, a high level of syncretism of various religious complexes, and the creation of local religious innovations. The issue related to the analysis of the causes of the emergence and spread of new religions is important not only in the con- text of regional processes, but also has methodological significance for identifying all-Russian trends in the development of this phenomenon.
новые религии, нетрадиционные религии, новые религиозные движения (НРД), секта, Республика Бурятия.
new religions, non-traditional religions, new religious movements (NSD), sect, Republic of Buryatia.
Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России. М., 1999. 241 с.

Бердяев Н. Марксизм и религия. Прага, 1929. 48 с.

Бердяев Н. А. Русская идея // Мыслители русского зарубежья. М., 1992. 461 с.

Дударенок С. М. Причины распространения нетрадиционных религий в постсоветской Рос- сии // Культура и культурология на Дальнем Востоке. Владивосток, 2004. С. 32–42.

Гараджа В. И. Переосмысление // На пути к свободе совести. М., 1989. С. 23–24.

Григорьева Л. И. Религии «Нового века» и современное государство (Социально- философский очерк). Красноярск, 2002.

Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ // Религиоведение. 2001. № 1. С. 69–71.

Мень А. Религия, культ личности и секулярное государство // На пути к свободе совести. М., 1989. С. 104.

Новиков Д., Гребнев Е., Панаев Э. Тупик или будущее цивилизации? // Интеллектуальный мир. 1996. № 11.

Пименов А. Непрошедшее прошлое: к характеристике нетеистической религиозности // Ре- лигия, магия, миф: совр. филос. исслед. М., 1997. С. 286.

Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 2. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии. М., 2018. 848 с.

Религиозные организации Приморского края: Словарь-справочник / С. М. Дударенок, М. Б. Сердюк, Д. А. Владимиров; под ред. Е. А. Поправко. Владивосток, 2007. С. 224–225.

Фурман Д. Е. Религия, атеизм и перестройка // На пути к свободе совести. М., 1989. С. 13.

Эпштейн М. Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России (1970–1980 гг.). М., 1994. С. 29.
Статья