Научные труды

Бурцева Э. В.
,
Чепак О. А.
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В АСПИРАНТУРЕ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Банзаровские чтения: материалы международной научной конференции, посвя щенной 200-летию со дня рождения Д. Банзарова и 90-летию БГПИ — БГУ (30.03.2022 – 31.03.2022, Улан-Удэ). Научный редактор: В. В. Номогоева, Ответственный редактор: О. Н. Полянская, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2022. - С. 133-139.
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В АСПИРАНТУРЕ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT POSTGRADUATE PROGRAM: KEY PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM
378.048.2  10.18101/978-5-9793-1755-7-133-139
Изучение особенностей языковой подготовки аспирантов — актуальный вопрос, т. к. владение иностранным языковм не только является самоцелью, но и значимо для выполнения научно- исследовательской деятельности и как средство подготовки научных кадров. Данный вопрос мало освещен в научной литературе. Целью данной статьи является определение круга про- блем, связанных с реализацией учебного процесса по иностранному языку в аспирантуре. Ос- новными из них выступают проблемы мотивации изучения иностранного языка, низкий уро- вень языковой подготовки, гетерогенность учебных групп, проблемы организации учебного процесса и его недостаточное обеспечение учебными изданиями. Их решение может способ- ствовать преодолению других трудностей, возникающих в ходе обучения аспирантов ино- странному языку. Опыт языковой подготовки обучающихся по направлениям аспирантуры позволяет обозначить пути преодоления указанных проблем и сделать вывод о том, что необ- ходимо выстраивать учебный процесс по иностранному языку с учетом современных тенден- ций в образовании: использовать информационные технологии, варьировать форматы обуче- ния, определять приоритеты в достижении целей обучения, способствовать не только языково- му образованию, но и подготовке научных кадров средствами предмета иностранный язык.
The research of the postgraduate students language training specifics represents an urgent issue, since foreign language proficiency has not only become the purpose itself but it has eventually been signifi- cant for academic research activity as well as for training scientific personnel. This problem has not been covered sufficiently in the scientific literature. The aim of this article is to determine the range of the key issues connected with foreign languages study program at postgraduate courses. The main of them are weak study motivation, a low level of language proficiency, study groups’ heterogeneity, problems in the educational process management and, finally, a lack of materials. Their solution can contribute to overcoming other difficulties that arise in the foreign language teaching process to post- graduate students. Foreign language teaching experience allows the authors to determine several ways to solve the mentioned problems and to conclude that it is necessary to organize educational process in foreign language considering the current trends in the education sphere: to use information technolo- gy, to vary learning formats, to set priorities in achieving learning goals, and to promote not just a language education but to train the scientific personnel by means of the subject of Foreign Language as well.
аспирантура, подготовка кадров высшей квалификации, компетенции, мо- тивация изучения иностранных языков, уровень языковой подготовки, гетерогенность учебных групп, организация учебного процесса, обеспечение учебными изданиями, информационные технологии.
postgraduate program, highly qualified personnel training, motivation for foreign languages learning, language proficiency level, study groups’ heterogeneity, educational process management, training materials support, information technology for training.

Бурцева Э. В., Чепак О. А. Научный английский: учеб. пос. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2020. 111 с.

Вдовичев А. В., Оловникова Н. Г. Английский язык для магистрантов и аспирантов. Eng- lish for Graduate and Postgraduate students: учеб.-метод. пос. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2015. 171 с.

Иванова Н. К. О совершенствовании языковой подготовки аспирантов: из опыта изучения мотивации // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2008. № 3. С. 7–13.

Карты всех УК-компетенций. Аспирантура // Ассоциация классических университетов России. URL: http://www.acur.msu.ru/metodical_asp.php (дата обращения: 09.02.2022).

Лазарева И. В. Учебно-методическое пособие для сдачи экзамена кандидатского миниму- ма по иностранному языку. URL: http://mirznanii.com/a/ 289105/ uchebno-metodicheskoeposobiedlya- sdachi-ekzamena-kandidatskogo-minimuma-poinostrannomu-yazyku (дата обращения: 11.02.2022).

Лаптев В. В., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Ученая степень в России: pеальность и перспективы // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 26–37.

Минакова Т. В. Английский язык для аспирантов и соискателей: учеб. пос. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005. 103 с.

Обучение иностранному языку в аспирантуре неязыкового вуза: актуальные вопросы : монография / Г. В. Буянова, А. С. Киндеркнехт, Т. В. Попова, Е. В. Пеунова; науч. ред. А. С. Киндеркнехт; М-во с.-х. РФ; федеральное гос. бюджетное образов. учреждение высшего образования «Пермская гос. с.-х. академии им. акад. Д. Н. Прянишникова». Пермь: Прокростъ, 2017. 188 с.

Программа-минимум кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «Иностранный язык» // Российское образование. Федеральный портал. URL: http://www.edu.ru/ db/pke/sb-2.htm (дата обращения: 10.02.2022).

Протасова Т. Д. Самостоятельная работа как фактор формирования иноязычной компе- тентности аспирантов // Труды конференция ВСГУТУ: мат-лы науч.-метод. конф. Улан-Удэ: Изд-во Вост.-Сиб. гос. ун-та технологий и управления. 2015. С. 210–214.

Цеховой Н. П. Организационно-правовое оформление системы советской аспирантуры: основные этапы и особенности // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 362. С. 111–115.

Шумакова Н. А. Самостоятельная работа аспирантов в контексте обучения иностранному языку в неязыковом вузе: проблемы и пути решения // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе. 2013. № 7. С. 149–152.

https://fgosvo.ru/ [Электронный ресурс] (дата обращения: 10.02.2022).
Статья