Научные труды

Цыренжапова C. Д.
ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Банзаровские чтения: материалы международной научной конференции, посвя щенной 200-летию со дня рождения Д. Банзарова и 90-летию БГПИ — БГУ (30.03.2022 – 31.03.2022, Улан-Удэ). Научный редактор: В. В. Номогоева, Ответственный редактор: О. Н. Полянская, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2022. - С. 241-245.
ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
UPBRINGING OF STUDENTS' NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE STUDYING
378.016:811  10.18101/978-5-9793-1755-7-241-245
Рассматриваются проблемы воспитания национального самосознания студентов университета в процессе изучения иностранного языка, которое может быть реализовано в рамках межкуль- турного подхода к преподаванию иностранного языка. Данный подход основывается на мето- дологическом положении о равноценности культур. Преподавание иностранных языков рас- сматривается не просто как средство общения и способ получения знаний, но и как возмож- ность понять национальные и культурные особенности народа, говорящего на нем. Поэтому процесс овладения языком должен сопровождаться изучением иноязычной культуры, т. к. это позволяет обучающимся расширить картину мира, формируя уважительное отношение к цен- ностям другой нации. При таком подходе к процессу преподавания иностранного языка проис- ходит сравнение родной культуры с культурой народа, чей язык изучается, у учащихся углуб- ляется знание своей родной культуры, воспитывается национальное самосознание.
The article is devoted to the рroblems of upbringing university students' national self-consciousness in the process of learning a foreign language, which can be implemented within the framework of an in- tercultural approach to teaching a foreign language. This approach is based on the methodological guidelines on equality, equivalence of cultures. Currently, the task of preserving the spiritual values of one's own national culture determines the goal of higher professional education, which is expressed in the training of not only competent specialists in the field of their professional activities, but also indi- viduals capable of active and independent participation in intercultural communication.

Nowadays the teaching of foreign languages is based on the position that the language is not just a means of communication and a way of obtaining knowledge, but also as an opportunity to understand the national and cultural characteristics of the people who speak it. Therefore, language learning should be accompanied by the study of a foreign language culture, as this allows students to expand the picture of the world, forming a respectful attitude to the values of another nation. With this ap- proach to the process of teaching a foreign language, the native culture is compared with the culture of the people whose language is being studied, students deepen their knowledge of their native culture, and national self — consciousness is brought up.
воспитание, национальное самосознание, саморазвитие личности, обучение иностранным языкам, национально-этническая общность, национальная культура и традиции, межкультурная коммуникация, национальная самоидентификация, учебная, научно- исследовательская и внеаудиторная работа студентов.
upbringing, national consciousness, self-consciousness, personal self-development, learning foreign languages, national — ethnic community, national culture and traditions, intercultural communication, national identity, educational, research and extracurricular activities of students.
Еримбетова С., Маджуга А., Ахметжан Б. Использование интерактивных (диалоговых) тех- нологий обучения в процессе творческого саморазвития личности учащихся // АлмаМатер: Вестник высшей школы. 2003. № 11. С. 48–50.

Гвоздева Е. Н. Воспитание национального самосознания студентов педагогического вуза средствами иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2006. 190 с.

Морозова Н. П. Факторы, определяющие специфику современной системы образования в области иностранных языков // Иностранные языки в Байкальском регионе: опыт и перспективы межкультурного диалога: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию факультета иностранных языков и 15-летию Бурятского государственного университета. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. 328 с.

Ольшанский Д. В. Основы политической психологии. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 496 с.

Языкова Н. В. Методические аспекты обучения иностранным языкам с позиции межкуль- турного подхода // Иностранные языки в Байкальском регионе: опыт и перспективы межкультурного диалога: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию факультета иностранных языков и 15-летию Бурятского государственного университета. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. 328 с.

Очиров М. Н. Самоидентификация человека и образование // Самоидентификация человека и образование: мат-лы межрегион. науч. конф. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. 166 с.
Статья