РЕЦЕПЦИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ТЕКСТА СОВРЕМЕННЫМ ШКОЛЬНИКОМ // Банзаровские чтения: материалы международной научной конференции, посвя щенной 200-летию со дня рождения Д. Банзарова и 90-летию БГПИ — БГУ (30.03.2022 – 31.03.2022, Улан-Удэ). Научный редактор: В. В. Номогоева, Ответственный редактор: О. Н. Полянская, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2022. - С. 310-314.
РЕЦЕПЦИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ТЕКСТА СОВРЕМЕННЫМ ШКОЛЬНИКОМ
Рассматриваются особенности понимания шестиклассниками авторского замысла сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» (1945). Подробно анализируется ее жанрово-стилевая специфика, основанная на смешении сказочного и реального. Уделяется внимание одной из главных мыслей писателя, воплощенной в «Кладовой солнца», — ответственности человека за все живое на Земле. Автором статьи разработана система вопросов, которые выявляют у обучающихся степень понимания нравственно-этического содержания философской сказки. Ставится проблема ограниченности читательского и жизненного опыта шестиклассников, не позволяющего им в полной мере постичь авторский замысел произведения Пришвина. Предлагаются пути преодоления проблемы поверхностного восприятия текста, связанные с развитием навыков осознанного чтения и актуализацией роли книги в самовоспитании юных читателей.
The article examines the peculiarities of understanding the idea of the fairy tale by M. Prishvin – reali- ty “Pantry of the sun” (1945) by sixth graders. Its genre specificity, based on the mixture of the fabu- lous and the real styles, is analyzed in detail. Attention is paid to one of the main thoughts of the writer, embodied in the “Pantry of the Sun” - a man is responsible for all life on earth. A system of ques- tions that identify reading comprehension from the ethical point of view is developed by the author of the article. The problem of the limited reading and life experience of sixth graders, which does not al- low them to comprehend the author's intention, is posed. Ways of overcoming the superficial percep- tion problem of the text such as the skills of conscious reading development and the book’s role actu- alization in the self-education of young readers are proposed.
рецепция, М. М. Пришвин, сказка-быль, жанр, авторская идея, читатель.
reception, M. M. Prishvin, fairy tale-reality, genre, author’s idea, reader.
Анализ художественных текстов: учебник и практикум для вузов / Л. А. Мосунова. М.: Юрайт, 2019. 228 с.
Бойкова М. Е. «Трудный путь человека к правде». Урок по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Технология проблемно-диалогового обучения. VI класс // Литература в школе. 2015. № 2. С. 39–41.
Боровская Е. Р., Пошина С. А. Христианские ценности в «Кладовой солнца» М. М. Пришвина // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4(19). С. 26–42.
Бородина В. А. Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты: автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2007. 42 с.
Варламов А. Н. Михаил Пришвин: Биография. М.: Эксмо, 2010. 669 с.
Еремина О.А. Уроки литературы в 6 классе: книга для учителя. М.: Просвещение, 2008. 320 с.
Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику / под ред. В. Я. Коровиной; авт.-сост. С. Б. Шадрина. Волгоград: Учитель, 2012. 217 с.
Мосунова Л. А. Управление чтением художественного произведения как процессом по- рождения смысла // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. № 2. С.135–152.
Пришвин М. М. Кладовая солнца // Пришвин М. М. Собр. соч.: в 8 т. Т. 5. М.: Художе- ственная литература, 1983. С. 216–253.
Пришвин М. М. Кладовая солнца. М.: Правда, 1946. 48 с.
Соловьева Ф. Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс»: метод. пос. / сост. Г. С. Меркин. М.: Русское слово-учебник, 2012. 320 с.
Федорова Е. А. Проблема нравственного выбора в сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца» // Литература в школе. 2017. № 3. С. 2–5.