РИТУАЛЬНО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ СОСУДОВ-ДИН В КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЕ // Синология в XXI в.: материалы международной научной конференции (11.07.2022 – 13.07.2022, Улан-Удэ). Ответственный редактор: Ветлужская Л. Л., - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2022. - С. 286-292.
РИТУАЛЬНО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ СОСУДОВ-ДИН В КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЕ
SYMBOLIC MEANING OF DING VESSELS IN CHINESE PHILOSOPHY AND CULTURE
Олицетворением жертвоприношения и его мироустроительной функции в Древнем Китае стал сосуд-дин 鼎 dǐng. В китайских храмах и монастырях часто встречаются круглые триподы и прямоугольные тетраподы, символизирующие, соответственно, Небо и Землю. В процессе своей эволюции они соединили в себе различные функции — хозяйственную, ритуальную и статусную. Сосуды-дин часто украшены изображениями прожорливого чудовища таоте и ритуальными надписями.
The personification of sacrifice and its world-building function in ancient China was the vessel-din 鼎 dǐng. In Chinese temples and monasteries, round tripods and rectan-gular tetrapods are often found, symbolizing Heaven and Earth, respectively. In the pro-cess of their evolution, they combined various functions - economic, ritual and status. Din vessels are often decorated with images of the gluttonous monster taote and ritual inscrip-tions.
Ancient China, ancestral cult, ding vessels, sacrifices, jiaguwen, jinwen
1. Большой китайско-русский словарь. URL: https://bkrs.info/ (дата обращения: 25.06.2022).
2. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. Москва: Восточная литература, 2001.
3. История китайской цивилизации: в 4 т. / гл. ред. Юань Синпэй [и др.]; перевод с кит.; под редакцией И. Ф. Поповой, М. Ю. Ульянова. Москва: Шанс, 2021. Т. 1.
4. Крюков В. М. Текст и ритуал: Опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу. Москва: Памятники исторической мысли, 2000.
5. Кучера С. История, культура и право древнего Китая. Инскрипции на бронзовых изделиях — особый вид источников по древней истории Китая. URL: https://www.synologia.ru/monograph-1331-7 (дата обращения: 25.06.2022).
6. Люйши чуньцю (Весны и осени господина Люя) / перевод Г. А. Ткаченко. Москва: Мысль, 2010.
7. Ткаченко Г. А. Хаос и космос в традиционной китайской космологии и антропологии // Бог — человек — общество в традиционных культурах Востока. Москва: Наука. Восточная литература, 1993.
8. Хань Фан, Ван Цзичао. Ритуал и церемониальная музыка в Китае. Бронзовые изделия эпох Шан и Чжоу из провинции Хубэй и уникальность китайской культуры // Общество и государство в Китае. Т. XLIV, ч. 1 / Редколл.: Кобзев А. И. [и др.]. Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2014. 594 с. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Ки-тая. Вып. 14 / редколл.: А. И. Кобзев и др.). URL: https://www.synologia.ru/a (дата обраще-ния: 27.06.2022).
9. Хуан Шуин, Крюков М. В. Древнекитайский язык. Тексты, грамматика, лексический комментарий. 2-е изд., испр. и доп. Москва: ВКН, 2020.
10. Buckley Ebrey, Patricia Shang Tomb of Fu Hao. A Visual Sourcebook of Chinese Civilization. University of Washington. URL: http://depts.washington.edu/chinaciv/archae/ 2fuhmain.htm (дата обращения: 26.06.2022).
11. Chen, Jianming; Jay Xu; Fu Juliang (2011). Along the Yangzi River: Regional Cul-ture of the Bronze Age from Hunan. New York: Art Media Resources, Ltd.
12. Chinese Etymology. URL: https://hanziyuan.net/#%E9%BC%8E (дата обращения: 25.06.2022).
13. Fong, Wen, ed. (1980). Great Bronze Age of China. New York: Alfred A. Knopf, Metropolitan Museum of Art.
14. Henderson J. B. The development and decline of Chinese cosmology. N.Y., 1984.
18. 青銅器器名簡介:食器(鼎、鬲、甗、簋、豆)// 歷史文物陳列館 (Музей института истории и филологии, Академия Синика) URL: http://museum.sinica.edu.tw/ resources/item/65/ (дата обращения: 25.06.2022).