Научные труды

Цыренжапова С. Д.
Развитие национального самосознания студентов в процессе изучения иностранного языка // ЕВРАЗИЙСКАЯ ПАРАДИГМА РОССИИ: ЦЕННОСТИ, ИДЕИ, ПРАКТИКА: Материалы международной научной конференции, посвященной 20-летию Бурятского государственного университета (30.09.2015 – 01.10.2015, г. Улан-Удэ). Научный редактор: В. В. Башкеева, д-р филол. наук, профессор; М. В. Бадмаева, д-р филос. наук, доцент, - г. Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2015. - С. 104-107.
Развитие национального самосознания студентов в процессе изучения иностранного языка
Development of students’ national self-consciousness in the process of foreign language learning
378.016:811.111  10.18101/978–5–9793–0814–2–104–107
В статье изложены проблемы воспитания национального самосознания и личностного развития студентов в процессе изучения иностранного языка в рамках межкультурного подхода к преподаванию иностранного языка, который предполагает рассмотрение общечеловеческих проблем с позиций двух и более культур.
Современное преподавание иностранных языков базируется на том, что язык в образовательном процессе выступает не только как средство коммуникации и познания, но и как способ проникновения в культурное поле и менталитет нации. Учащиеся, познавая чужую культуру, способны лучше и глубже постигнуть свою собственную, осознать себя еѐ носителями. Данный подход в преподавании иностранного языка, ведущий к сравнению родной культуры с культурой страны изучаемого языка и тем самым обогащению и углублению знаний о реалиях национальной культуры, является эффективным средством воспитания национального самосознания.
The article is devoted to the рroblems of development of students‟ national self-consciousness and professional self-development of students in the process of foreign language studying within an intercultural approach to teaching a foreign language. The intercultural approach implies the consideration of human problems in terms of two or more cultures.
Modern foreign language education is based on the fact that language in the educational process acts not only as a means of communication and cognition but as a way to enter into the cultural field and mentality of the nation. Students learning foreign culture are able to understand their own culture better and deeper and realize themselves as its bearers. Leading to a comparison of native culture with the culture of the target language and thereby enriching and extending knowledge about the realities of national culture this approach to foreign language teaching is an effective means for development of students‟ national self-consciousness.
национальное самосознание, саморазвитие личности, обучение иностранным языкам, религия, национальная культура и традиции, межкультурная коммуникация, национальная самоидентификация.
national self-consciousness, personal self-development, learning foreign languages, religion, national culture and traditions, intercultural communication, national identity.
1. Гвоздева Е.Н. Воспитание национального самосознания студентов педагогического вуза средствами иностранного языка: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01. / Е.Н. Гвоздева. – Чита, 2006. – 190с.

2. Морозова Н.П. Факторы, определяющие специфику современной системы образования в области иностранных языков / Н.П. Морозова // Иностранные языки в Байкальском регионе: опыт и перспективы межкультурного диалога: материалы международной научно-практической конференции, посвящ. 50-летию факультета иностранных языков и 15-летию Бурятского государственного университета. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2010. – 328 с. 3.Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. – Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – 496 с.

4.Языкова Н.В. Методические аспекты обучения иностранным языкам с позиции межкультурного подхода / Н.В. Языкова // Иностранные языки в Байкальском регионе: опыт и перспективы межкультурного диалога: материалы международной научно-практической конференции, посвящ. 50-летию факультета иностранных языков и 15-летию Бурятского государственного университета. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2010. – 328 с.

5. Очиров М.Н. Самоидентификация человека и образование / М.Н. Очиров // Самоидентификация человека и образование: материалы межрегиональной научной конференции. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2010. – 166 с.

References

1. Gvozdeva E.N. Vospitanie nacional‟nogo samosoznanija studentov pedagogicheskogo vuza sredstvami inostrannogo jazyka: dis. ...kand. ped. Nauk : 13.00.01./ E.N. Gvozdeva . – Chita, 2006. – 190s.

2. Morozova N.P. Faktory, opredeljajushhie specifiku sovremennoj sistemy obrazovanija v oblasti inostrannyh jazykov / N.P. Morozova // Inostrannye jazyki v Bajkal‟skom regione: opyt I perspektivy mezhkul‟turnogo dialoga: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashh. 50-letiju fakul‟teta inostrannyh jazykov I 15-letiju Burjatskogo gosudarstvennogo universiteta. – Ulan-Udje: Izd-vo Burjatskogo gosuniversiteta, 2010. – 328 s.

3. Ol‟shanskij D.V. Osnovy politicheskoj psihologii. – Ekaterin¬burg: Delovaja kniga, 2001. – 496 s.

4. Jazykova N.V. Metodicheskie aspekty obuchenija inostrannym jazykam s pozicii mezhkul‟turnogo podhoda / N.V. Jazykova // Inostrannye jazyki v Bajkal‟skom regione: opyt I perspektivy mezhkul‟turnogo dialoga: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashh. 50-letiju fakul‟teta inostrannyh jazykov I 15-letiju Burjatskogo gosudarstvennogo universiteta. – Ulan-Udje: Izd-vo Burjatskogo gosuniversiteta, 2010. – 328 s.

5. Ochirov M.N. Samoidentifikacija cheloveka I obrazovanie / M.N. Ochirov // Samoidentifikacija cheloveka I obrazovanie: materialy mezhregional‟noj nauchnoj konferencii. – Ulan-Udje: Izd-vo Burjatskogo gosuniversiteta, 2010. – 166 s
Статья