Формирование духовной культуры личности при изучении «Зерцала мудрости» Э.-Х. Галшиева // ЕВРАЗИЙСКАЯ ПАРАДИГМА РОССИИ: ЦЕННОСТИ, ИДЕИ, ПРАКТИКА: Материалы международной научной конференции, посвященной 20-летию Бурятского государственного университета (30.09.2015 – 01.10.2015, г. Улан-Удэ). Научный редактор: В. В. Башкеева, д-р филол. наук, профессор; М. В. Бадмаева, д-р филос. наук, доцент, - г. Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2015. - С. 121-123.
Формирование духовной культуры личности при изучении «Зерцала мудрости» Э.-Х. Галшиева
Formation of personality spiritual culture in studying of E.-Kh. Galshiev’s "Mirror of Wisdom"
Статья посвящена проблеме формирования духовной культуры личности в процессе изучения выдающегося памятника дореволюционной бурятской литературы «Зерцало мудрости». Показано, что бурятская литература формирует у молодого поколения систему нравственных ценностей. Особое внимание уделено роли Э.-Х.Галшиева в формировании духовных ценностей народа и общества.На основе приведенных примеров раскрываются духовные ценности буддизма и приоритеты жизни бурятского народа, освоение которых незаменимо в процессе становления мировоззрения и гражданских качеств молодѐжи, еѐ смысложизненных ориентиров. Анализируется практика формирования духовной культуры личности с использованием активных диалоговых форм обучения и развитие субъектной роли учащихся на уроках бурятской литературы. Установлено, что благоприятную базу для формирования духовной культуры личности создает личностно-ориентированный подход, выбор оптимальных форм и приемов работы, умелое педагогическое руководство учебной деятельностью школьников.
The article deals with the formation of the spiritual culture of the individual in the process of studying the outstanding monument to pre-revolutionary literature Buryat "Mirror of Wisdom." It is shown that the Buryat literature forms the young generation moral values. Particular attention is paid to the role of E.-H.Galshieva in the formation of the spiritual values of the people and obschestva.Na basis of these examples reveal the spiritual values of Buddhism and life priorities of the Buryat people, the development of which is indispensable in the process of formation of ideology and civil qualities of youth, her life meaning orientations. The practice of formation of the spiritual culture of the person using the dialog active forms of learning and the development of the subjective role of students in the classroom Buryat literatury.Ustanovleno that fertile base for the formation of the spiritual culture of the person creates a student-centered approach, the choice of optimal forms and methods of work, the skillful teacher leadership training activities schoolchildren.
формирование духовной культуры; личностно-ориентированный подход; процесс изучения бурятской литературы; буддистские этические ценности.
formation of spiritual culture; student-centered approach; the process of studying the Buryat literature; Buddhist ethical values.
2. Тинлей Геше Джампа. Байкальские лекции.2009: продолжение комментария к «Ламриму». Улан-Удэ, 2011.
3. Цыренов Ч.Ц.Основные концепции и понятия сочинения Э.-Х.Галшиева «Зерцало мудрости» // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск. Филология.10/2013.