ВОПРОС ВЕЧНОСТИ И МЕСТО БОГА В ФИЛОСОФИИ Б. ПАСКАЛЯ // ПРАВОСЛАВИЕ И ДИПЛОМАТИЯ В СТРАНАХ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА: Материалы международной научно-практической конференции (29.01.2015 – 30.01.2015, Улан-Удэ). Научный редактор: Г. С. Митыпова, - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2015. - С. 147-154.
ВОПРОС ВЕЧНОСТИ И МЕСТО БОГА В ФИЛОСОФИИ Б. ПАСКАЛЯ
THE QUESTION OF ETERNITY AND THE PLACE OF GOD IN THE PHILOSOPHY OF PASCAL B.
В статье представлены взгляды Б. Паскаля о времени, вечности и о месте Бога в его философии в противопоставлении воззрениям Р. Декарта. Концепции времени Паскаля и Декарта тесно связаны, определены всей системой их научного и философского мировоззрения, поэтому разговор о времени в их творчестве ― это, по сути, повествование о специфике философии каждого из них о мире и о Боге. В своем учении Паскаль пишет о потенциальной бесконечности, бесконечности пространства и времени, звезд и миров, Декарт же отстаивает актуальную бесконечность. При рассмотрении времени Декарт актуализирует модус настоящего. Актуализация настоящего у Декарта оптимизирует его отношение к жизни, в противовес трагическому мироощущению у Паскаля.
Если для Декарта Бог есть внешняя сила, Перводвигатель, придающий миру движение по законам классической механики, то для Паскаля Бог есть начало любви, в одно и то же время присутствующее в нас.
The article presents the views of B. Pascal time, eternity and the place of God in his philosophy in opposition to the views of R. Descartes . The concept of time of Pascal and Descartes are closely related, defined their entire system of scientific and philosophical worldview, so talking about time in their work is, in fact, the narrative about the specifics of the philosophy of each of them about the world and about God. In his teaching Pascal writes about the potential of infinity, the infinity of space and time, stars, and worlds, Descartes defends same actual infinity. When considering time Descartes actualizes the modus of the present. Actualization present in Descartes optimizes his attitude to life, in contrast to the tragic worldview Pascal.
If for Descartes, God is the external force, the Prime Mover, giving peace movement according to the laws of classical mechanics, Pascal's God is the beginning of love, at the same time, present in us.
время, мирское время, священное время, вечность, бесконечность, потенциальная бесконечность, актуальная бесконечность, Бог, интуиция.
time, profane time, sacred time, eternity, infinity, potential infinity, actual infinity God, intuition.
1. Гагарин С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх. От античности до нового времени. ― Екатеринбург: Изд-во Уральск. ун-та, 2001.
2. Декарт Р. Избранные произведения. ― М., 1950.
3. Мамардашвили М. Картезианские размышления. ― М.: Прогресс; Культура, 1993.
4. Мережковский Д. С. Что сделал Паскаль? (Приложение) // Филиппова М. М. Паскаль: его жизнь, научная и философская деятельность: биографический очерк. ― Челябинск: Урал LTD, 1998.
5. Паскаль Б. Мысли о религии. ― Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001.
6. Филиппова М. М. Паскаль: его жизнь, научная и философская деятельность: биографический очерк. ― Челябинск: Урал LTD, 1998.
7. Таранов П.С. Философия сорока пяти поколений. ― М.: АСТ, 1999.