ВУЗОВСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ: ПРИЧИНЫ НЕПРИЯТИЯ РЕФОРМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, ЕЕ ГРАЖДАНСКИЕ ПОЗИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (Том 1): МАТЕРИАЛЫ XI Международной научной конференции «Байкальская встреча» (Улан-Удэ, 16 – 19 июня 2016 г.) (16.06.2016 – 19.06.2016, г. Улан-Удэ). Ответственный редактор: И. И. Осинский, д-р филос. наук, проф., - г. Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2016. - С. 68-74.
ВУЗОВСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ: ПРИЧИНЫ НЕПРИЯТИЯ РЕФОРМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
INTELLIGENTSIA OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS: REASONS FOR NON-ACCEPTANCE OF REFORMS OF HIGHER SCHOOL
378.1
В образовательных концепциях субъект – субъектного характера, как правило, больше внимание уделяется студенчеству. Преподавательская же корпорация, в лучшем случае, удостаивается констатации несоответствия требованиям времени. Однако в условиях постоянного реформирования системы остро встает вопрос анализа причин «синдрома сопротивления», который сформировался в преподавательской среде. Причины саботирования, невключенность в реформы носят как объективный, так и субъективный характер. Социально-экономическая и политическая трансформации последних десятилетий, историческое наследие и много другое наложили заметный отпечаток на состояние со- временной вузовской интеллигенции и ее отношение к реформам образования. При этом речь не идет о констатации негатива. На- против, необходимо, проанализировав современное состояние кадрового корпуса высшей школы, определить те перспективные точки роста, которые позволят найти ответы на вызовы времени.
In the context of subject-subject educational concepts more attention is usually paid to students while teachers at the most are described as non-complying with the imperatives of the time. However, consider- ing the constant nature of the system, analyzing the reasons for the
«resistance syndrome» among teachers becomes of critical im- portance. The causes of the sabotage, the failure to include in the reforms are both objective and subjective. Socio-economic and political transformations of the last decades, historical heritage and much more left a significant imprint on the state of the modern university intelligentsia and its relation to education reforms. While it is not a statement of negativity. Instead, it is necessary, analyzing the current state of the corps of high schools, to identify promising points of growth, which will allow you to find answers to the challenges of our time.
teaching case, « resistance syndrome», genesis of the for- mation of the professorial guild, rejection of the reforms, conserva- tism of university intellectuals, inhibiting factors, information over- load, socio-cultural gap, under-funded, social activity.
1. Кларк Б. Р. Создание предпринимательских университетов. – Н.-М. – ВШЭ. – 2011. – 236 с.
2. Губанов Н. Н. Вызов Аполлона как стимул развития образования // Вестник высшей школы. – 2014. – №5. – С.19–24.
3. Открытая дискуссия // Вопросы образования. – 2015. – №3. – С.21.
4. Глинский А., Донских О. Статистика против мифологий в сфере образования // Вестник высшей школы. – 2011. – №6. – С.23–31.
5. Вишленкова Е., Галиуллина Р., Ильина К. Русские профессора. Университетская корпоративность или профессиональная солидарность. – М.: Новое литературное обозрение. – 2012. – 656 c.
6. Массовое высшее образование. Триумф БРИК? / пер. с англ. М. С. Добряковой, Л. Ф. Пирожковой, под ред. М. С. Добряковой. – М.: Издательский дом ВШЭ, 2014. – 528 c.
7. Мертон Р. К., Лазарсфельд П. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие. – М., 2000.
8. Еляков А. Информационная перегрузка людей // Социологические исследования. – 2005. – №5. – С.114–121.
9. Кузьминов Я. Наши университеты // Высшее образование сегодня. – 2007. – №10. – С.9–15.
10.Щербенко Э. Мераб Мамардашвили. Цена простых вещей // День. – 1999. – 16 янв.