Научные труды

Сандакова Л. Г.
,
Гомбоева А. В.
ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ КАК НЕОБХОДИ- МОЕ УСЛОВИЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ // ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, ЕЕ ГРАЖДАНСКИЕ ПОЗИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (Том 1): МАТЕРИАЛЫ XI Международной научной конференции «Байкальская встреча» (Улан-Удэ, 16 – 19 июня 2016 г.) (16.06.2016 – 19.06.2016, г. Улан-Удэ). Ответственный редактор: И. И. Осинский, д-р филос. наук, проф., - г. Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2016. - С. 160-168.
ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ КАК НЕОБХОДИ- МОЕ УСЛОВИЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
NTELLIGENTSIA IN THE CONTEXT OF NEW CIVILIZATIONAL CHALLENGES
316.343.725
В статье рассматривается проблема интеллектуализации профес- сиональной деятельности человека в условиях современной ин- формационной цивилизации. Вызовы эпохи таковы, что жизнь и труд любого специалиста в эпоху телекоммуникационного, ин- формационно-технологического и автоматизированного про- странства становятся скорее интеллектуальными, нежели физи- ческими. По большому счету, каждый современный человек должен называться интеллигентом, но без существенной духов- ной составляющей любой человек, занимающийся интеллектуальным трудом, не может называться интеллигентом. Авторы считают, что духовное развитие как необходимая флуктуация должна захватить все общество как систему для обеспечения дальнейшего цивилизационного развития, поскольку человек, будучи субъектом собственной деятельности, воздействует на окружающий мир, изменяет, созидает или разрушает себя и мир. Сила его воздействия на живую и неживую материю исключительно велика.
The article deals with the intellectualization of the professional activi- ties of a person in the context of information civilization. Telecom- munications, information technologies, automation of the common space require anyone’s life and work to be more intellectual rather than physical. By and large, anyone can be called «intelligentsia», however only intellectual work, without essential spiritual compo- nent, is not a defining characteristic of «intelligentsia». The authors believe that spiritual development as a necessary fluctuation must capture all of society as a system to ensure further development of civilization, as man, being subject to one's own work affects the world around us, modifies, creates or destroys ourselves and the world. The force of his impact on animate and inanimate matter is ex- tremely high.
интеллигенция, интеллектуальный труд, флуктуация, информационная цивилизация, синергетический подход, мыследеятельность, информационные технологии, духовное раз-
витие, аттрактор, самосозидание.
intelligentsia, intellectual work, fluctuation, information civilization, synergistic approaches, mental activity, information technologies, spiritual development, attractor, self-creation.
1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. – М.: Владос, 1994.

2. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. – М., 1989.

3. Гусейнов А. А. Мораль и разум / Разум и экзистенция. – СПб.,1999. – С.245–262.

4. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная

философия // Вопросы философии. – 1992. – №7. – С.136–176.

5. Дильтей В. Сущность философии. – М.: Интрада, 2001. – 155 с.

6. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорга- низации сложных систем. – М., 1994.

7. Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и цивилизацион- ные разломы: эколого-политологический анализ // Вопросы фило- софии. – 1995. – №1.

8. Сандакова Л. Г. Информационно-технологическая парадигма образования: гуманистическая сущность и концептуальные основы: автореф. дис. … д-ра филос. наук. – Улан-Удэ, 2003.

9. Субетто А. И., Селезнева Н. А. Цивилизационная логика ста- новления образовательного общества как модели управляемой социоприродной эволюции в третьем тысячелетии // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия: материалы междунар. конгресса. – Новосибирск, 1995. – С.147–148.

10.Тойнби А. Постижение истории / пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991. – 730 с.

11.Шелер М. Положение человека в космосе / Проблема человека в западной философии. – М., 1989.
Статья