Научные труды

Лисаускене М. В.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА СИБИРЯКА В СОЗНАНИИ ИР- КУТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ // ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, ЕЕ ГРАЖДАНСКИЕ ПОЗИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (Том 1): МАТЕРИАЛЫ XI Международной научной конференции «Байкальская встреча» (Улан-Удэ, 16 – 19 июня 2016 г.) (16.06.2016 – 19.06.2016, г. Улан-Удэ). Ответственный редактор: И. И. Осинский, д-р филос. наук, проф., - г. Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2016. - С. 259-265.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА СИБИРЯКА В СОЗНАНИИ ИР- КУТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
TRANSFORMATION OF A SIBERIAN PERSON’S IMAGE AS VIEWED BY INTELLIGENTSIA IN IRKUTSK Mariya V. Lisauskene
303.425.6(571.53)
В статье представлены результаты социологического исследования самоидентификации иркутской интеллигенции с образом сибиряка, приведен социологический анализ изменения отношения к понятию «сибиряк» с точки зрения территориального статуса, национальности, мифологии и мироощущения. Выявлен современный образ сибиряка, функционирующий в сознании респондентов, его специфика и основные характерные черты. Зафиксирована тенденция эксплуатации образа сибиряка в современном информационном пространстве и трансформации его в социальный бренд, который довольно активно используется в коммерческой и политической сфере. Выявлена потребность иркутской интеллигенции подчеркнуть свою идентификацию с понятием «сибиряк», которая связана с желанием отделить себя от других региональных общностей центральной России, подчеркнуть принадлежность к мифологическому образу сибиряка, базирующемуся на традиционных нравственных ценностях.
The article presents the results of sociological survey of Irkutsk intel- ligentsia regarding their self-identification with an image of a person from Siberia. It provides a sociological analysis of change in the atti- tude towards the concept of «a Siberian» from the point of view of the territorial status, ethnicity, mythology and worldview. Description of an image of a Siberian, his specifics and characteristics according to respondents is given. The tendency to use the image of a Siberian in a modern information space, its transformation into a social brand actively used in the commercial and political sphere is noted. Irkutsk intelligentsia wishes to identify themselves with «Siberians» in order to distinguish themselves from other communities in Central Russia and emphasize their belonging to a mythological image of a Siberian based on traditional moral values.
идентификация, самоидентификация, интеллигенция, сибиряк, образ сибиряка, сибирская идентичность, миф, социальный миф, тенденция, социальный бренд.
identification, self-identification, intelligentsia, Siberian, image of a Siberian, Siberian identity, myth, social myth, trend, social brand.
1. Ульяновский А. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы. – СПб.: Питер, 2005. – 544 с.

2. Все мы немного сибиряки… // [Электронный ресурс]. – URL:

http://expert.ru/siberia/2011/50/vse-myi-nemnogo- sibiryaki/media/preview/

3. Типичный сибиряк // [Электронный ресурс]. – URL: http://sib.

fm/stories/2012/06/15/tipichnyj-sibirjak
Статья