ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ // ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, ЕЕ ГРАЖДАНСКИЕ ПОЗИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (Том 2): МАТЕРИАЛЫ XI Международной научной конференции «Байкальская встреча» (Улан-Удэ, 16 – 19 июня 2016 г.) В двух томах (16.06.2016 – 19.06.2016, Улан-Удэ). Ответственный редактор: И. И. Осинский, д-р филос. наук, проф., - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2016. - С. 37-42.
ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ
DYNAMICS OF RUSSIAN STUDENTS’ VALUE SYSTEMS
371.83:37.032
В работе раскрывается динамика ценностей и ценностных ориентаций студенчества на современном этапе развития общества. В статье использованы данные социологических исследований среди студентов вузов г. Улан-Удэ в 2001 и 2016 гг. Методом анкетирования были опрошены студенты 1–5 курсов очного отделения. Общий объем выборки составил 1000 человек. Сравни- тельный анализ результатов исследования позволяет говорить об относительной стабильности базовых ценностей (семья, здоровье, обеспеченная жизнь, хорошие друзья). Динамика ценностей заключается в том, что современные студенты более ориентированы на ценности социального престижа и материального достатка. Ценности-цели (образование, познание, творчество и др.) все более утрачивают терминальный и приобретают инструментальный характер. Возрастает значение прагматизма и гедонизма в ценностной иерархии молодежной культуры.
The article discusses the dynamics of value systems among students at the current stage of the society development. It is based on the re- sults of sociological survey conducted among students of higher edu- cation institutions in Ulan-Ude in 2001 and 2016. Participants of the survey were 1 000 students from the 1st to 5th year of full-time studies. Comparative analysis of the results suggests the relative stability of the basic values (family, health, secure life, genuine friends); it also shows that today's students are more focused on values of social pres- tige and material wealth. Values-goals (education, knowledge, crea- tivity, etc.) are no more of terminal but rather of instrumental nature. Pragmatism and hedonism is gaining importance in the hierarchy of youth‘s values.