РОЛЬ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ // ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, ЕЕ ГРАЖДАНСКИЕ ПОЗИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (Том 2): МАТЕРИАЛЫ XI Международной научной конференции «Байкальская встреча» (Улан-Удэ, 16 – 19 июня 2016 г.) В двух томах (16.06.2016 – 19.06.2016, Улан-Удэ). Ответственный редактор: И. И. Осинский, д-р филос. наук, проф., - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2016. - С. 152-157.
РОЛЬ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
ROLE OF MASS MEDIA IN THE POLITICAL DISCOURSE
70
Политический дискурс СМИ как самостоятельное коммуникативное явление посредством формирования общественного мнения выполняет важные социально значимые задачи. Информационные ресурсы в современном обществе являются инструментом регулирования внешне- и внутриполитических отношений, вы- страивают потенциальные политэкономические, социокультурные модели развития общества. Универсальность, интенциональность, масс-ориентированность, идеологичность политического дискурса в условиях социальной напряженности создают среду для манипуляции общественным сознанием. Медийность как условие трансляции целей политического дискурса вносит коррективы в понимание информации, которая перестает быть простым, буквальным отражением смысла и становится интерпретацией фактов. Поскольку политический дискурс как отражение национальной политики стремится к максимальной эффективности, он обусловлен множеством факторов социального характера. Содержание и форма политического дискурса СМИ есть следствие состояния общества, его культурный продукт.
Political discourse of mass media as an independent communicative phenomenon carries out important socially significant tasks by creat- ing a public opinion. Information resources in the modern society act as an instrument for regulating external and internal political rela- tions, build potential politico-economical and sociocultural models of the society development. In the context of social tension political dis- course being universal, intentional, ideological and oriented to masses creates environment conducive for manipulating public conscious- ness. Media that broadcasts the goals of political discourse makes changes in our understanding of «information» concept, the latter is no more just a literary reflection of the meaning but interpretation of the facts. The political discourse being a reflection of the national politics strives for maximum efficiency and is a subject to multiple social factors. Contents and a form of a political discourse of mass media are determined by the society, being the product of its culture.
аффирмация, дискурс, информационные ресурсы, информационная реальность, негация, политический дискурс, речевое поведение, речевое взаимодействие, средства массовой информации, фейк.
affirmation, discourse, information resources, information reality, negation, political discourse of mass media, verbal behavior, verbal interaction, mass media, fake.
1. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – С.136.
2. Блакар Р. М. Язык как инструмент социальной власти / Язык и моделирование социального воздействия. – М., 1987. – С.88–124.
3. Кара-Мурза С. Г. Краткий курс манипуляции сознанием. – М.: Эксмо, 2003. – 448 с.
4. Петров К. Е. Роль политического дискурса в политических изменениях: глобальный, региональный и национальный уровни: автореф. дис. … канд. полит. наук. – М., 2009. – 26 с.
5. Ронелл А. Телефонная книга // [Электронный ресурс]. – URL: http://www.lib.luksian.com
6. Grünert H., Kalivoda G. Politisches Sprechen als oppositiver Dis- kurs: Analyse rhetorisch-argumentativer Strukturen im parlamentaris- chen Sprachgebrauch / E.W. Hess-Lüttich ed. Textproduktion und Tex- trezeption. – Tübingen: Narr, 1983. – S.73–79.