ВЛИЯНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА КУЛЬТУРНУЮ КАРТИНУ МИРА // ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, ЕЕ ГРАЖДАНСКИЕ ПОЗИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (Том 2): МАТЕРИАЛЫ XI Международной научной конференции «Байкальская встреча» (Улан-Удэ, 16 – 19 июня 2016 г.) В двух томах (16.06.2016 – 19.06.2016, Улан-Удэ). Ответственный редактор: И. И. Осинский, д-р филос. наук, проф., - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2016. - С. 164-168.
ВЛИЯНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА КУЛЬТУРНУЮ КАРТИНУ МИРА
INFLUENCE OF THE MASS MEDIA INTELLIGENTSIA ON THE CULTURAL WORLDVIEW
008:070
Статья посвящена проблеме влияния средств массовой информации на культурную картину мира. Автором отмечается, что в условиях современной информационной насыщенности человек не может избежать давления смыслов, закодированных в текстах массмедиа. Сегодня СМИ выполняют не только информативную, но и аксиологическую, развлекательно-компенсаторную, фоновую, трансляционную, идеологическую и образовательную функции. В процессе формирования общественного мнения, а также стремясь к коммерческому успеху, СМИ прибегают к технологиям манипуляции сознанием, продуцируют тексты, намеренно искажающие традиционную ментальность. Их негативное влияние на процессы формирования, развития и дальнейшего функционирования культурной картины мира становится все ощутимее и очевиднее. Однако особую тревогу вызывает тот факт, что наблюдается массированная пропаганда потребления, роскоши и гламура.
The article discusses influence of mass media on the society‘s cultur- al worldview. The author notes that in the present context of informa- tion overload it is impossible for a person to avoid the influence of meanings encoded in messages of mass media. In the process of creating a public opinion, mass media driven by commercial gain use techniques of manipulating public consciousness and produce mes- sages that distort traditional mentality. Today, the media have not on- ly informative, but also axiological, entertainment-compensatory, background, broadcast, ideological and educational functions. In the process of public opinion formation, as well as striving for commer- cial success, the media resorted to the technologies of manipulation of consciousness; produce the texts, deliberately distorting the tradition- al mentality. Their negative impact on the processes of formation, de- velopment and continued functioning of the cultural picture of the world is getting larger and clearer. However, of particular concern is the fact that there is a massive propaganda of consumption, luxury and glamour.
общество, ценности, нормы, средства массовой информации, культура, картина мира, сознание, аудитория, манипулирование, стереотипы.
1. Зарубежная и российская журналистика: трансформация кар- тины мира и ее содержания / под ред. А. А. Стриженко. – Барнаул,2003 // [Электронный ресурс]. – URL: http://ektvschool.ru/602/1598/
1687/ (дата обращения 16.01.2016).
2. Павлова Е. Д. Средства массовой информации – инструмент скрытого воздействия на сознание: социально-философский анализ.– М.: Наука, 2007.
3. Чагдурова Э. Д. «Транзитивность» как объект философского осмысления // Вестник Бурятского государственного университета.Сер. Философия, социология, политология, культурология. – 2014.