АРХИМАНДРИТ МИСАИЛ И ЕГО РОЛЬ В УСТРОЙСТВЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ // ПРАВОСЛАВИЕ И ДИПЛОМАТИЯ В СТРАНАХ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА: Материалы международной научно-практической конференции (29.01.2015 – 30.01.2015, Улан-Удэ). Научный редактор: Г. С. Митыпова, - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2015. - С. 288-299.
АРХИМАНДРИТ МИСАИЛ И ЕГО РОЛЬ В УСТРОЙСТВЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ
ARCHIMANDRITE MISAEL AND HIS ROLE IN THE BAIKAL SPI-RITUAL MISSION ORGANIZATION
В статье рассматривается биография архимандрита Мисаила, устроителя дел Даурской духовной миссии, деятельность которого была сопряжена с преодолением трудностей, связанных с освоением новых территорий за оз. Байкал. Цели и задачи миссии заключались в обращении в православную веру людей в пределах Российской империи. При архимандрите расширяются Посольский и Селенгинский монастыри, начинается строительство каменных церквей, развиваются монастырское хозяйство, солеварни, рыбные промыслы, появляются монастырские приписные деревни.
В статье раскрываются основные тенденции эволюции епархиального управления в Забайкалье в конце XVII ― нач. XVIII в., это поступательность в развитии структуры управления, трансформация принципов церковного управления в сравнении с прежним опытом церковного вотчинного хозяйства.
The article deals with the biography of Archimandrite Misael, organizer cases Daur spiritual mission, which has been associated with overcoming the diffi-culties associated with the development of new territories for oz. Baikal, goals and objectives mission aimed largely to appeal to the Orthodox faith living within the Russian Empire not Christians. When Archimandrite expand Embassy and Selenge monasteries, begins construction of stone churches, the monastery economy develops, salt works, fisheries, appear monastery of the assigned villages.
The article describes the main trends in the evolution of the diocesan admin-istration in Transbaikalia in the late XVII early XVIII centuries, this progres-siveness in the development of governance structures, the transformation of the principles of Church administration in comparison with the previous ex-perience of Church patrimonial economy.
Archimandrite Misael, Trinity Monastery, Daurskaya spiritual mission, the development of Siberia.
1. Благословленная грамота игумену Мисаилу о построении в городе Удинске (Верхнеудинске) церкви Всемилостивого Спаса Нерукотворного Образа // Мелетий. Древния церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653–1726 гг.) и сведения о Даурской миссии. ― Казань, 1895.
2. Грамота архимандриту Мисаилу о посольстве в Китай для проповеди Слова Божьего с купчиной Иваном Саватьевым иеромонаха Сергия с певчим Филипом Хавовым, и командировке туда же иеродьякона Феодосия на счет Троицкого Селенгинского монастыря // Мелетий. Древния церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653–1726 гг.) и сведения о Даурской миссии. ― Казань, 1895.
3. Грамота в Селенгинский Троицкий монастырь игумену Мисаилу о Богомолии по случаю рождения царевны Великой Княжны Анны Иоанновны // Мелетий. Древния церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653–1726 гг.) и сведения о Даурской миссии. ― Казань, 1895.
4. Грамота заказчику игумену Мисаилу о возвращении к прежней должности Знаменского Девичьего монастыря в городе Иркутске Власа Сидорова, оговоренного в разных преступлениях // Мелетий. Древния церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653–1726 гг.) и сведения о Даурской миссии. ― Казань, 1895.
5. Грамота заказчику игумену Мисаилу о выдаче посланному из Тобольска в Китай для освящения церкви соборному диакону Лаврентию Иванову 10 руб. на путевые издержки // Мелетий. Древния церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653–1726 гг.) и сведения о Даурской миссии. ― Казань, 1895.
6. Грамота заказчику игумену Мисаилу о назначении в Якутскую десятину десятником боярского сына Василия Аврамьева и перечислении в ту десятину острогов: Илимского, Киренги, Братского, Верхоленского и села Бирюльского с уездами // Мелетий. Древния церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653–1726 гг.) и сведения о Даурской миссии. ― Казань, 1895.
7. Грамота игумену Мисаилу о назначении на место его десятником боярского сына Ивана Толстоухова // Мелетий. Древния церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653–1726 гг.) и сведения о Даурской миссии. ― Казань, 1895.
8. Грамота игумену Мисаилу о назначении его закащиком на место игумена Феодосия по всей Даурской и Селенгинской десятине // Мелетий. Древния церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653–1726 гг.) и сведения о Даурской миссии. ― Казань, 1895.
9. Грамота игумену Мисаилу о прирубке алтаря к часовне Знамения Пресвятой Богородицы на Посольском мысу // Мелетий. Древния церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653–1726 гг.) и сведения о Даурской миссии. ― Казань, 1895.
10. Емченко Е. Б. Стоглав: Исследование и текст. ― М., 2000.
12. Каптерев Н. Ф. Патриах Никон и царь Алексей Михайлович. ― М., 1996. ― Т 1.
13. Мелетий. Древния церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653–1726 гг.) и сведения о Даурской миссии. ― Казань, 1895.
14. Никольский А. М. Забайкальская духовная миссия. 1681–1903. ― М., 1904.
15. Никольский А. М. Православное миссионерское общество. Историческая записка о деятельности общества за истекшее двадцатипятилетие (1870–1895 гг.). ― М., 1895.
16. Память наместнику и заказчику архиерейских духовных дел игумену Мисаилу о поминовении царицы Наталии Кирилловны // Мелетий. Древния церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653–1726 гг.) и сведения о Даурской миссии. ― Казань, 1895.
17. У митрополита Игнатия были собственные взгляды на соотношения «царства и государства»: см. Никулин А. И. Вопрос о «священстве» и «царстве» в мировоззрении митрополита Игнатия (Римского-Корсакова) // Официальный сайт Московской православной духовной академии. ― URL: http://history-mda.ru/publ/vopros-o-svyashhenstve-i-tsarstve-v-mirovozrenii-mitropolita-ignatiya-rimskogo-korsakova_ 2388.html