Научные труды

Мишина И. А.
,
Цыренова М. Г.
ОБРАЗ МОНГОЛИИ И МОНГОЛОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ // Россия и монгольский мир: вектор на сближение (Егуновские чтения — VII): сборник статей международной научно-практической конференции в рамках XII Международного всебурятского фестиваля «Алтаргана» (29.06.2016 – 30.06.2016, Улан-Удэ). Ответственный редактор: Н. С. Байкалов, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2017. - С. 137-146.
ОБРАЗ МОНГОЛИИ И МОНГОЛОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ
IMAGE OF MONGOLIA AND MONGOLIAN PEOPLES IN THE MODERN RUSSIAN SCHOOL HISTORY BOOKS
373.5 (=512.3)  10.18101/978-5-9793-0054-2-2017-137-146
В статье предпринята попытка осмыслить, как изменился образ Монголии и монголоязычных народов в российских учебниках истории в связи с принятием Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и обсуждением Концепции нового учебно-методического комплекса по всемирной истории. В рамках статьи рассмотрены проблемы изучения истории Монголии в школьных курсах современной России. Проведен анализ нового учебно-методического комплекса по отечественной и всемирной истории, в котором выявлена методологическая недоработка, связанная со сложностями отнесения истории Монголии к отечественной или всемирной истории. Авторы обращают внимание на особенности изучения истории монголоязычных народов, которая связана как с отечественной, так и всемирной историей. Рассматриваются проблемы формирования образа Монголии и монголоязычных народов в рамках федеральной, региональной и локальной истории в условиях реализации концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной и всемирной истории.
The article is an attempt to comprehend how the image of Mongolia and Mongolian- speaking peoples changed in Russian books of history due the adoption of the Conception of training and metodology complex of Russian history and the discussion of the Conception of a new training and methodological complex on the world history. In the article the problems of studying history of Mongolia in the school courses of modern Russia were considered. The analysis of the new training and methodological complex on the national and world history was carried out. The authors draw attention to the particular qualities of studying the history of Mongolian-speaking peoples, whose history is connected both with national and world history. The problems of forming the image of Mongolia and Mongolian peoples are considered within the framework of state, regional and local history under the conditions of implementing the concept of a new training and methodological complex on national and world history.
образ; монголоязычные народы; федеральная; региональная и локальная история; современный учебник истории; историко-культурный стандарт; концепция нового учебно-методического комплекса.
image; Mongolian-speaking people; federal, regional and local history; modern history book; historical and cultural standard; the concept of a new training and methodical complex.
Рабочая группа по подготовке Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. URL: http://yandex.ru/clck/jsredir?from= yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=1060 (дата обращения: 20.05.2016).

Проект Концепции нового учебно-методического комплекса по Все- мирной истории. URL: http://mohistchp.ucoz.ru/concept/vhistnew.pdf (дата об- ращения: 20.05.2016).

История России. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций: в 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева; под ред. А. В. Торкунова. М.: Просвещение, 2016. Ч. 2. 127 с.: ил., карт. С. 3–11.

Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций / под ред. А. А. Сванидзе. 3-е изд. М.: Просвещение, 2014. 288 с.: ил., карт.; Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени, 1500–1800. 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций / под ред. А. А. Искендерова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2014. 319 с.: ил., карт.; Уколова В. И., Маринович Л. П. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразоват. организаций / под ред. А. О. Чубарьяна; Рос. акад. наук; Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2012. 320 с.: ил., карт.; Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс: учебник с online поддерж- кой. М.: Просвещение, 2015. 303 с.: ил., карт.; Ведюшкин В. А., Уколова В. И. История. Средние века. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций. 2-е изд. М.: Просвещение, 2014. 111 с.: ил., карт. (Сферы); Михайловский Ф. А. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Г. М. Бонгард-Левина. 2-е изд. М.: Русское слово — учебник, 2013. 296 с.; Загладин Н. В. Всеобщая история. Новейшая история. XX – начало XXI в.: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. 2-е изд. М.: Русское слово — учебник, 2014. 272 с.; Волобуев О. В., Пономарев М. В. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2012. 222 с.; Волобуев О. В., Пономарев М. В., Рогожкин В. А. Всеобщая история. XX – начало XXI в. 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразоват. учреждений. 2-е изд., стере. М.: Дрофа, 2012. 223 с.: ил.; карт.; Их же. Всеобщая история. 11 класс. Базовый и углубленный уровни: учебник для общеобразоват. учреждений. 2-е изд., стер. М.: Дрофа, 2014. 223 с.: ил.; карт.; Бурин С. Н., Ведюшкин В. А. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. 2-е изд. М.: Дрофа, 2014. 241 с.; Абрамов А. В., Тырин С. В., Пономорев М.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. М.: Дрофа, 2013. 256 с.

Ведюшкин В. А., Уколова В. И. История. Средние века. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций. 2-е изд. М.: Просвещение, 2014. 111 с.: ил., карт. (Сферы).

Рабочая группа по подготовке Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Концепция нового учебно- методического комплекса по отечественной истории. С. 7–8. URL: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&t ext=&etext=1060 (дата обращения: 20.05.2016).

История России. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций: в 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева; под ред. А. В. Торкунова. М.: Просвещение, 2016. Ч.1. 128 с.: ил., карт.; История России. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций: в 2 ч. / Н. М. Ар- сентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева; под ред. А. В. Тор- кунова. М.: Просвещение, 2016. Ч.2. 127 с.: ил., карт.; История России. 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций: в 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева; под ред. А. В. Торкунова. М.: Просвещение, 2016. Ч.1. 112 с.: ил., карт.; История России. 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций: в 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева; под ред. А. В. Торкунова. М.: Просвещение,

2016. Ч.2. 128 с.: ил., карт.; История России. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций: в 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева; под ред. А. В. Торкунова. М.: Просвещение, 2016. Ч.1. 111 с.: ил., карт.; История России. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций: в 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева; под ред. А. В. Торкунова. М.: Просвещение, 2016. Ч.2. 128 с.: ил., карт.; История России. 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций: в 2 ч. / Н. М. Ар- сентьев, А. А. Данилов, А. А. Левандовский, А. Я. Токарева; под ред. А. В. Торкунова. М.: Просвещение, 2016. Ч.1. 160 с.: ил., карт.; История России. 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций: в 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А. А. Левандовский, А. Я. Токарева; под ред. А. В. Торкунова. М.: Просвещение, 2016. Ч.2. 143 с.: ил., карт.; История России. 10 класс: учебник для общеобразоват. организаций: в 3 ч. / М. Ю. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др.; под ред. А. В. Торкунова. М.: Просвещение, 2016. Ч. 1. 175 с.: ил., карт.; История России. 10 класс: учебник для общеобразоват. орга- низаций: в 3 ч. / М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др.; под ред. А. В. Торкунова. М.: Просвещение, 2016. Ч.2. 176 с.: ил., карт.; История Рос- сии. 10 класс: учебник для общеобразоват. организаций: в 3 ч. / А. А. Дани- лов, А. Я. Токарева; под ред. А. В. Торкунова. М.: Просвещение, 2016. Ч.1. 160 с.: ил., карт.; Андреев И. Л. История России с древнейших времен до кон- ца XVI в. 6 класс: учебник / И. Л. Андреев, И. Н. Федоров. М.: Дрофа, 2016. 239 с.: ил., карт.; Андреев И. Л. История России: XVI – конец XVII в. 7 класс: учебник / И. Л. Андреев, И. Н. Федоров, И. В. Амосова. М.: Дрофа, 2016. 253 с.: ил., карт.; Андреев И. Л. История России: конец XVII – XVIII в. 8 класс: учебник / И. Л. Андреев, Л. М. Ляшенко, И. В. Амосова, И. А. Арта- сов, И. Н. Федоров. М.: Дрофа, 2016. 219 с.: ил., карт.; Ляшенко Л. М. Исто- рия России: XIX – начало XX в. 9 кл.: учебник / Л. М. Ляшенко, О. В. Волобу- ев, Е. В. Симонова. М.: Дрофа, 2016. 351 с.: ил., карт.; Волобуев О. В. История России: начало XX – начало XXI в. 10 кл.: учебник / О. В. Волобуев, С. П. Карпа- чев, П. Н. Романов. М.: Дрофа, 2016. 367 с.: ил., карт.; и др.

Басхаев А. Н., Дякиева Р. Б. Ойрат-калмыки: XII–XIX вв.: история и культура калмыцкого народа с древнейших времен до начала XIX в. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2007. 160 с.: ил.

Статья