Научные труды

Хомяков С. В.
СТАНОВЛЕНИЕ АТЕИСТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В БУРЯТ-МОНГОЛИИ В 1923–1928 гг. // Россия и монгольский мир: вектор на сближение (Егуновские чтения — VII): сборник статей международной научно-практической конференции в рамках XII Международного всебурятского фестиваля «Алтаргана» (29.06.2016 – 30.06.2016, Улан-Удэ). Ответственный редактор: Н. С. Байкалов, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2017. - С. 208-214.
СТАНОВЛЕНИЕ АТЕИСТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В БУРЯТ-МОНГОЛИИ В 1923–1928 гг.
BECOMING OF ATHEISTIC CONSCIOUSNESS IN BURYAT-MONGOLIA IN 1923–1928
Культурная революция, итогом которой стала ликвидация неграмотности и создание сети образовательных учреждений, проводилась в Бурятии с 1920-х гг. Для обеспечения успешного ее проведения необходимо было создать благоприятные условия, ведь итоговой обобщенной целью культурной революции становилось формирование человека нового типа. И одним из главных условий этого являлась массовая атеизация населения. В статье рассматриваются последовательные мероприятия по борьбе с православием, старообрядчеством и шаманизмом, которые проводились советской властью в Бурят-Монгольской АССР в 1923–1928 гг. Буддисты предпринимали попытки сосуществования с новой идеологией.
The Cultural Revolution, which culminated in the eradication of illiteracy and the creation of a network of educational institutions, was held in Buryatia from 1920-es. To ensure its successfulness, it was necessary to provide favorable conditions as the authorities saw the final aim of the Cultural Revolution in creation of theMan of a new type. Among the most important conditions for this purpose was a revolution in the minds of the people that mani- fested in mass atheization of the population.
The paper considers the role of communist propaganda that could be successful in the public consciousness only when religious component is eliminated. In the period from 1923 to 1928, in Buryat-Mongol Autonomous Soviet Socialist Republic the successive measures against Orthodoxy, Old Belief, and shamanism took place. Buddhist leaders made attempts to save religion in the conditions of the new ideology.
идеология; коммунистическая пропаганда; государство; перио- дическая печать; массовая атеизация; православие; старообрядчество; шаманизм; буддизм; религиозные диспуты.
ideology; communist propaganda; state; periodical press; mass atheization; Orthodoxy; Old Belief; Shamanism; Buddhism; religious debates.
В Троицкосавске // Бурят-Монгольская правда. 1923. 4 окт. С. 7.

Веселятся // Бурят-Монгольская правда. 1923. 4 сент. С. 7.

Попы «стреляют» // Бурят-Монгольская правда. 1923. 11 окт. С. 7.

Кооператоры с религиозным зудом // Бурят-Монгольская правда. 1923. 14 окт. С. 8.

Игра на темноте и невежестве народа // Бурят-Монгольская правда. 1923. 13 сент. С. 7.

«Мертвецы» // Бурят-Монгольская правда. 1923. 30 сент. С. 7.

Ринчинэ Б. Религиозный диспут между ламами и комсомольцами Хоринского аймака // Бурят-Монгольская правда. 1923. 16 окт. С. 8.

За новый быт // Бурят-Монгольская правда. 1925. 5 фев. С. 7.

Хувараки бегут // Бурят-Монгольская правда. 1925. 1 янв. С. 8.

Культурное строительство в Бурятской АССР (1917–1981). Документы и материалы. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1983. 568 с.

Степанов Ф. Бурятские революционные песни с. Мухоршибирь // ЦВРК ИМБТ СО РАН. Ф.1. Оп. 1. Д. 663.

По Бурреспублике // Бурят-Монгольская правда. 1925. 4 янв. С. 6.

Второй буддийский собор // Бурят-Монгольская правда. 1926. 3 янв. С. 8.

Антирелигиозная пропаганда и партруководство // Бурят-Монгольская правда. 1926. 20 марта. С. 7.

Религия и шаманство приносят вред народу // Бурят-Монгольская правда. 1928. 21 марта. С. 8.

О задачах антирелигиозного диспута // Бурят-Монгольская правда. 1928. 17 марта. С. 7.

Эрдымэй Тымэцэл // Бурят-Монгольская правда. 1928. 24 марта. С. 8.
Статья