Научные труды

Лхасаранова Б. Б.
ПРОБЛЕМЫ ОРФОЭПИИ БУРЯТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА // Россия и монгольский мир: вектор на сближение (Егуновские чтения — VII): сборник статей международной научно-практической конференции в рамках XII Международного всебурятского фестиваля «Алтаргана» (29.06.2016 – 30.06.2016, Улан-Удэ). Ответственный редактор: Н. С. Байкалов, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2017. - С. 250-254.
ПРОБЛЕМЫ ОРФОЭПИИ БУРЯТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
ORTHOEPY’S РROBLEMS OF THE BURYAT LITERARY LANGUAGE
821.512.31  10.18101/978-5-9793-0054-2-2017-250-254
В статье проанализированы лингвистические основы обучения орфоэпии бурятского литературного языка. В современных условиях исследование проблем устной литературной речи, орфоэпии относится к числу важнейших задач методики обучения бурятскому языку. Оно имеет большое как теоретическое, так и практическое значение. Орфоэпические нормы бурятского литературного языка определены лишь в общих чертах, они не установлены и не зафиксированы в специальных словарях и справочниках, хотя в сценической речи, в передачах по радио и телевидению, в школьной практике вырисовывается литературное произношение в основном на базе хоринского диалекта, легшего в основу литературного языка. В Концепции развития бурятского языка, принятой на форуме бурятского языка от 6 ноября 2008 г. отмечено, что
«необходимо обновление содержания и соответственно учебно-методического обеспечения преподавания бурятского языка в общеобразовательных учреждениях на основе новых научных подходов и образовательных технологий. Требует решения проблема изучения бурятского литературного языка, базирующегося на хоринском диалекте…».
The article analyzes linguistic bases of оrthoepy,s training of the Buryat literary language. In modern conditions the study of the problems of oral literary speech, orthoepy is among the most important tasks of the Buryat language teaching methodology. It has a large, both theoretical and practical importance. Pronouncing norm Buryat literary language defined only in general terms, they are not established and not registered in special dictionaries and reference books, although in elocution, in radio broadcasts and television emerges literary pronunciation mainly based Khorinsky dialect in school practice, which served as the the basis of the literary language. The Concept of the Buryat language, adopted at the forum of the Buryat language of 6 November 2008 noted that «the need to update the content and, accordingly, training and methodological support of the Buryat language teaching in educa- tional institutions on the basis of new scientific approaches and educational technologies. It requires solving the problem of studying the Buryat literary language based on the dialect Khorinsky ...»
орфоэпия; бурятский литературный язык; стили произношения; диалект; анализ; устная речь; орфоэпические нормы; гласный звук; согласный звук; фонетическая система.
orthoepy; the Buryat literary language; styles of pronunciation; dialect; analysis; oral speech; orthographical norms; vowel sound; consonant sound; the phonetic system.
Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М.: Просвещение, 1972.

Бертагаев Т. А. Количественное чередование гласных и аблаут в монгольских языках // Вопросы языкознания. 1971. № 6.

Бураев И. Д. Становление звукового строя бурятского языка. Новосибирск: Наука, 1987.

Гантогтох Г. Буриад аялгууны толь. Улаанбаатар: Бэмби-сан XXК-д хэвлэв, 2011. 720 тал.

Генинов Ч.-Н. Г. Уран үгэ тухай. Улаан-Yдэ: Бурят. номой хэблэл, 1968. 59 х.

Раднаев Э. Р. Бурятский язык в школе. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1982. 103 с.

Раднаев Э. Р. Бурятское литературное произношение. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1987.

Ладыженская Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Наука, 1998. 133 с.

Лхасаранова Б. Б. Методика обучения орфоэпии бурятского языка в начальной школе в условиях диалекта. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. 260 с.

Лхасаранова Б. Б. Буряад литературна хэлэнэй үгүүлэлгэдэ hургалга. Улаан-Yдэ: Бэлиг, 2001. 114 c.
Статья