Староверы Орегона: экономика, религия и язык // СТАРООБРЯДЧЕСТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, МЕСТНЫЕ ТРАДИЦИИ, РУССКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ СВЯЗИ: Материалы VI Международной научно-практической конференции (07.08.2015 – 08.08.2015, Улан-Удэ). Научный редактор: А. П. Майоров, д-р филол. наук, Ответственный редактор: С. В. Васильева, д-р ист. наук, - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2021. - С. 81-88.
Староверы Орегона: экономика, религия и язык
Old Believers of Oregon: economics, religion and language
По разным причинам и разными путями в 1960-е годы русские староверы из разных мест мира съехались в штат Орегон США. Две группы приехали через Южную Америку из китайских провинций Синьцзян (синьцзянцы) и Маньчжурия (харбинцы). Одна группа староверов прилетела в США прямо из Турции (турчане). За полвека проживания в Северной Америке во всех сферах жизни староверов произошли значительные изменения.
В данной статье основное внимание сосредоточено на удивительно успешной адаптации русских староверов к американской экономической системе, основанной на свободном предпринимательстве и частной собственности. В то же время у староверов появились большие проблемы с сохранением их веры. Общину староверов сотрясли два раскола: возникновение поповства (1980-е гг.) и раскол у беспоповцев по поводу разногласия по перстосложению на иконах трех нижних пальцев, символизирующих Троицу (2014 г.). Существуют также серьезные проблемы и с сохранением русского языка в Америке.
For various reasons and over various routes in the 1960s, Russian Old Believers from various parts of the world gathered in the State of Oregon, USA. Two groups came through South America from the Chinese provinces of Sinkiang (Sintsyantsy) and Manchuria (Harbintsy). One group of Old Believers flew to the US directly from Turkey (Turchany). Over the last 50 years, the Old Believers of North America in all spheres have undergone significant changes.
The main attention of this article is concentrated on the remarkably successful adaptation of Russian Old Believers to the American economic system, that of free enterprise and private property. At the same time, there are significant problems among the Old Believers with the preservation of their faith. The Old Believer community has undergone two schisms: one, the conversion to the priesthood (in the 1980s) and a schism within the priestless over a disagreement of the proper formation of the three lower fingers on icons, symbolizing the Trinity (in 2014). There are also serious problems with preservation of the Russian language in America.
русские староверы, Орегон, США, экономика, религия, язык, приспособление и сохранение, изменения за полвека
Russian Old Believers, Oregon, USA, economic welfare, religion, language, accommodation and preservation, changes over a half century.
1. Подробнее об этом см.: Richard A. Morris. Old Russian Ways. Cultural Variations Among. Three Russian Groups in Oregon. AMS Press, New York, 1991; Л.Л. Касаткин. Неразличение и мена свистящих и шипящих согласных в говоре русских старообрядцев, живущих в США в штате Орегон, и в языке их предков // Современная русская диалектная и литературная фонетика как источник для истории русского языка. М: Наука, 1999, сс. 328-361; Р. Моррис, Т.Б. Моррис (Юмсунова). Русские староверы Северной Америки: история и современность // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи. Улан-Удэ: БГУ, 2007, сс. 294-302; Дни в Романовке. Японские фотографии, запечатлевшие русское старообрядческое село в Маньчжурии на рубеже 1930-х – 1940-х годов, из собрания Приморского государственного объединенного музея имени В. К. Арсеньева во Владивостоке. М., Программа «Первая публикация», 2012 и др.
2. Моррис Р. Старообрядческие общины в Северной Америке // Гуманитарный симпозиум. Открытие и сообщаемость культур. – М.: Ин-т гуманитарного партнерства «Путь», 1988. – С. 92-96.