Научные труды

Полянская О. Н.
ТРАДИЦИИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ МОНГОЛОВЕДЕНИЯ В РОССИИ: О. М. КОВАЛЕВСКИЙ, В. П. ВАСИЛЬЕВ, А. М. ПОЗДНЕЕВ // Монголоведение в современном мире: опыт исследований, перспективы развития: материалы международной научной конференции «Улымжиевские чтения — X» ( – , Улан-Удэ). Научный редактор: О. Н. Полянская, Рецензент: Л. Б. Жабаева, д-р ист. наук, профессор Восточно-Сибирский госуниверситет технологий и управления (Россия, Улан-Удэ), Х. Краевска, д-р гум. наук, директор Архива Польской академии наук (Польша, Варшава), А. Д. Цыбиктаров, д-р ист. наук, доцент Бурятского госуниверситета (Россия, Улан-Удэ), - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2019. - С. 115-125.
ТРАДИЦИИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ МОНГОЛОВЕДЕНИЯ В РОССИИ: О. М. КОВАЛЕВСКИЙ, В. П. ВАСИЛЬЕВ, А. М. ПОЗДНЕЕВ
TRADITIONS AND CONTINUITY IN DEVELOPMENT OF THE SCHOOL OF MONOLIAN STUDIES IN RUSSIA: O. M. KOVALEVSKIY, V. P. VASILYEV, A. M. POZDNEEV
Работа выполнена при поддержке РФФИ (проект № 17-01-00209-ОГН «Научное наследие российских востоковедов ХIХ века: О. М. Ковалевский и В. П. Васильев») и Бурятского государственного университета (проект № 19-11-0502 «Научное наследие монголоведов России (вторая половина XIX — начало XX вв.)».
947.084.24 (517.3)  10.18101/978-5-9793-1431-0-115-125
Статья посвящена основным направлениям научного монголоведения в России, в развитии которых прослеживается преемственность методов изучения, исследования и подготовки новых кадров востоковедов в российских университетах. Преемственность и сложившиеся с начала XIX в. традиции в изучении исторического и культурно- го наследия монгольских народов свидетельствуют об единой, целостной научной школе монголоведения России, в которой в силу исторической обусловленности в разное время ведущую роль играл какой-либо из центров: в первой половине XIX в. — Казань, во второй — Санкт-Петербург, на рубеже XIX–XX вв. — Восточный институт во Владивостоке. Среди многочисленных значимых фигур российского востоковедения О. М. Ковалевский, В. П. Васильев, А. М. Позднеев занимают особое место, их деятельность связана с вышеназванными востоковедными центрами, они не толь- ко оставили богатое научное наследие, но и были организаторами востоковедного образования в России, стояли у истоков науки о Востоке, определив перспективные направления развития востоковедения. Они являются основателями российского востоковедения, определившими значимые этапы в развитии науки о Востоке. Основополагающий начальный этап развития монголоведения проходил в стенах Казанского университета, где О. М. Ковалевский сформулировал основные задачи и приоритетные направления монголоведных исследований. В. П. Васильев под руководством О. М. Ковалевского изучил в совершенстве монгольский язык, сделал переводы сочинений по философии с монгольского, тем самым продолжив начатое учителем изучение философии буддизма. Полагаясь на опыт и традиции своей альма матер, В. П. Васильев развивал востоковедное образование в Санкт-Петербургском университете, являясь долгие годы деканом восточного факультета (открытого в 1855 г.). В свою очередь, ученик В. П. Васильева А. М. Позднеев продолжает экспедиционную деятельность по изучению традиций и быта монгольских народов, приоритетным направлением которой остается значимость буддизма для монголов. Кроме того, он развивает идею О. М. Ковалевского и В. П. Васильева о специализации выпускников- востоковедов, т. е. утверждает значимость практического востоковедения. А. М. Позднеев воплощает эту идею в создании Восточного института во Владивостоке, главная задача которого заключается в подготовке востоковедов-практиков, не только знающих язык, но и способных погрузиться в какую-либо сферу жизни восточного государства: правовую, экономическую, политическую, историю или географию.
The article is devoted to the mainstream of Mongolian studies in Russia, which is characterized by the continuity of research methods, and philosophy of training Orientalists at Russian universities. Continuity and traditions in the investigation of historical and cultural heritage of the Mongolic peoples that had been developed since the beginning of the 19th century point to the fact that there was a holistic scientific school of Mongolian studies in Russia, within which due to historical conditionality at varying times one of the centers played the leading role: in the first half of the 19th century it was Kazan, in the second half — St. Petersburg, at the turn of the 19th–20th centuries — Oriental Institute in Vladivostok. Among the many significant figures of Russian Oriental studies O. M. Kovalevsky, V. P. Vasilyev, and A. M. Pozdneev occupy a special place, their activity was associated with the above Oriental centers of the 19th–20th centuries, they not only left a rich scientific heritage, but also were the organizers of Oriental education in Russia, and fathers of Oriental science, who identified the promising areas for development of Oriental studies and did a lot to solve the defined scientific problems. They are the pillars of Russian Oriental studies, whose activity determined the significant stages in development of Oriental science. Fundamental initial stage of Mongolian studies development took place in Kazan University, where O. M. Kovalevsky defined the main tasks and priority areas of this science. V. P. Vasiliev under the supervision of O. M. Kovalevsky perfectly studied the Mongolian language, made translations of Mongolian works on philosophy; thereby he continued the study of Buddhist philosophy begun by his teacher. In reliance on the experience and traditions of his alma mater, V. P. Vasiliev developed Oriental education at St. Petersburg University, for many years he was a dean of Oriental Faculty (opened in 1855) of St. Petersburg University. In turn, V. P. Vasilyev’s student A. M. Pozdneev continued expeditionary activities aimed at the study of the Mongolic peoples’ traditions and life; the importance of Buddhism for the Mongols remain a priority. In addition, he developed O. M. Kovalevsky and V. P. Vasiliev’s idea about the specialization of Orientalists, i.e. affirmed the importance of practical oriental studies. A. M. Pozdneev embodied their idea in establishment of Oriental Institute in Vladivostok, which main task is training of Orientalists-practitioners, who should not only have language skills, but also could indulge in any sphere of life of the Eastern countries: legal, economic, political, historical or geographical.
научная школа монголоведения в России; история монголов; О. М. Ковалевский; В. П. Васильев; А. М. Позднеев; Казанский университет; Санкт- Петербургский университет; Восточный институт во Владивостоке.
the school of Mongolian studies in Russia; the history of the Mongols; O. M. Kovalevsky, V. P. Vasilyev; A. M. Pozdneev; Kazan University; St. Petersburg University; Oriental Institute in Vladivostok.
Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена: в 3 ч. с картою на трёх больших листах. СПб., 1851. 382 с.

Бичурин Н. Я. История первых четырёх ханов из дома Чингисова. СПб., 1829. 455 с.

Васильев В. П. Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм. СПб., 1873. С. 1–2.

Васильев В. П. История и древности восточной части Средней Азии от X по XIII век, с приложением перевода китайских известий о киданях, чжурчженях и монголо- татарах. СПб., 1857. 235 с.

Васильев В. П. Буддизм. Его догматы, история и литература. Ч. I. Общее обозрение. СПб., 1857. 356 с.; Ч. III. История Буддизма в Индии, сочинение Даранаты: пер. с тиб. СПб., 1869. 312 с.

Васильев В. П. О преподавании восточных языков в России // Восточное обозрение, 1886. № 7. С. 7–10; № 8. С. 8–10.

Горбачева З. И., Петров Н. А., Смыкалов Г. Ф. Русский китаевед академик Василий Павлович Васильев (1818–1900) // Очерки по истории русского востоковедения. М.: Из- дательство АН СССР, 1956. Сб. 2. С. 232–340.

Ковалевский О. М. О приобретениях восточных книг и рукописей для библиотеки Казанского университета // Ученые записки Казанского университета. 1834. Кн. 2. С. 260– 262.

Ковалевский О. М. О знакомстве европейцев с Азией. Речь, произнесенная в торжественном собрании Императорского Казанского университета. Казань, 1837. 15 с.

Ковалевский О. М. История монголов: рукопись в 2 т. // Архив востоковедов Института восточных рукописей РАН. Ф. 29.

Ковалевский О. М. О Забайкальских бурятах // Казанский Вестник. 1829. Ч. 26. Кн. 7. С. 230–245; 1830. Ч. 28, Кн. 1. С. 66–88; Кн. 2. С. 146–157; Кн. 3. С. 283–301.

Ольденбург С. Ф. Памяти Василия Павловича Васильева // Записки Восточного отделения Русского археологического общества. 1900. Т. XII. Вып. IV. СПб., 1900.

Письма Г. Н. Потанина / сост., комментарий А. Г. Грумм-Гржимайло, С. Ф. Коваль. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 1990. Т. 4. 417 с.

Полянская О. Н. Вклад профессора О. М. Ковалевского в изучение истории и культуры монголоязычных народов Центральной Азии, I-я половина XIX в.: дис. … канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2001. 209 с.

Полянская О. Н. Переписка востоковедов О. М. Ковалевского и В. П. Васильева как источник по истории монголоведения // Вестник Бурятского госуниверситета. 2015. Вып. 7. С. 130–136.

Полянская О. Н. Востоковедное образование России в начале XX в.: деятельность А. М. Позднеева по подготовке монголоведов-практиков // Ученые записки ЗабГУ. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2016. № 6. С. 106–117.

Полянская О. Н. Жизнь, судьба и научное наследие монголоведов России после 1917 г.: А. М. Позднеев (1851–1920) // Тармахановские чтения — I: Российская революция 1917 г.: материалы всерос. науч. конф. (Улан-Удэ, 24–25 октября 2017 г.). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2017. С. 98–105.

Полянская О. Н. История и культура монгольских народов в трудах востоковеда В. П. Васильева (1818–1900) // Гуманитарный вектор. 2018. Т. 13. № 4. С. 171–176.

Улымжиев Д. Б. Страницы отечественного монголоведения. Казанская школа монголоведов. Улан-Удэ, 1994. 106 с.
Статья