Научные труды

Трубич О. А.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КАК ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ МОНГОЛЬСКОГО ЯЗЫКА В ВОСТОЧНОМ ИНСТИТУТЕ (КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX В.) // Монголоведение в современном мире: опыт исследований, перспективы развития: материалы международной научной конференции «Улымжиевские чтения — X» ( – , Улан-Удэ). Научный редактор: О. Н. Полянская, Рецензент: Л. Б. Жабаева, д-р ист. наук, профессор Восточно-Сибирский госуниверситет технологий и управления (Россия, Улан-Удэ), Х. Краевска, д-р гум. наук, директор Архива Польской академии наук (Польша, Варшава), А. Д. Цыбиктаров, д-р ист. наук, доцент Бурятского госуниверситета (Россия, Улан-Удэ), - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2019. - С. 126-130.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КАК ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ МОНГОЛЬСКОГО ЯЗЫКА В ВОСТОЧНОМ ИНСТИТУТЕ (КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX В.)
THE CURRICULUM AS A BASIS FOR STUDING MONGOLIAN LANGUAGE IN THE ORIENTAL INSTITUTE (THE LATE XIXth — THE EARLY XXth CENTURIES)
94:378.016:811.512.3  10.18101/978-5-9793-1431-0-126-130
История преподавания монгольского языка на Дальнем Востоке имеет глубокие кор- ни и не теряет своей актуальности на современном этапе. В статье рассматриваются учебные программы по монгольскому языку, использовавшиеся в Восточном институ- те на рубеже XIX–XX вв. Они являлись важной частью учебного процесса при подго- товке востоковедов. Автор акцентирует внимание на первых программах профессора- монголоведа А. М. Позднеева, отмечая лингвистические особенности, формировав- шие навыки будущих профессиональных переводчиков, необходимых на Дальнем Востоке. В статье подчеркивается, что материал учебных программ отражал особен- ности языка и национальной культуры, историю народа-носителя.
The history of teaching Mongolian language in the Far East is long and does not lose its relevance at the present stage. In this article the curriculum of Mongolian language is mentioned, which was taught at the Institute of Oriental Studies at the turn of the XIX — XX centuries. They were an important part of the educational process in the preparation of Orientalists. The author focuses on the first author's programs of Professor and Mongoloid

A.M. Pozdneev, and notes linguistic features of forming professional skills of specialists required in the Far East. The article emphasizes that the material of the curriculum reflected the features of the language and national culture, history of the native people.
Владивосток; Восточный институт; А. М. Позднеев; Г. Ц. Цыбиков; монгольский язык; учебная программа.
Vladivostok; the Institute of Oriental Studies; A.M. Pozdneev; G. Tsybikov; Mongolian language; curriculum.
Обозрение преподавания по кафедре монгольской словесности для студентов II класса Восточного Института на 1900–1901 академический год, составленное профессо- ром А. М. Позднеевым // Известия Восточного Института. 1900. Т. II, вып. 2. 318 с.

Обозрение преподавания по кафедре монгольской словесности Восточного Института на 1901–1902 академический год, составленное профессором А. М. Позднеевым // Известия Восточного института. 1900. Т. II, вып. 4. 365 с.

Обозрение преподавания наук в Восточном институте на 1904–1905 гг. // Известия Восточного института. 1904. 491 с.

Протоколы заседаний Конференции Восточного института за 1900–1901 академический год // Известия Восточного института. Владивосток, 1900. Т. II, вып. 1. 256 с.

Полянская О. Н. Научно-исследовательская деятельность Восточного института (Владивосток): вопросы организации и становления основных направлений деятельно- сти // Монгольский мир: новый век — новые вызовы (Улымжиевские чтения–IV): мате- риалы всерос. науч.-практ. конф. (24–25 июня 2010 г.). Улан-Удэ: Бэлиг, 2011. С. 299–304.

Полянская О. Н. Монголоведение в Восточном институте (конец XIX — начало XX в.) // Историческая наука и историческое образование на Дальнем Востоке. Владиво- сток: Изд-во Дальневосточного госуниверситета, 2009. С. 261–264.

Полянская О. Н. Восточный институт во Владивостоке, его роль в изучении Монго- лии. Востоковеды Алексей и Дмитрий Позднеевы // Россия и Монголия в начале XX века: дипломатия, экономика, наука: сб. науч. тр. III Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск; Улан-Батор: Изд-во БГУЭП, 2014. Кн. 3, ч. 1. С. 308–319.
Статья