Научные труды

Матвеева Р. П.
Собирание и исследование фольклора семейских в первой четверти XX в. // СТАРООБРЯДЧЕСТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, МЕСТНЫЕ ТРАДИЦИИ, РУССКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ СВЯЗИ: Материалы VI Международной научно-практической конференции (07.08.2015 – 08.08.2015, Улан-Удэ). Научный редактор: А. П. Майоров, д-р филол. наук, Ответственный редактор: С. В. Васильева, д-р ист. наук, - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2021. - С. 297-302.
Собирание и исследование фольклора семейских в первой четверти XX в.
Collection and research of Semeiskiy Folklore in the first quarter of XX century
398(571.54)  10.18101/978-5-9793-0771-8-297-302
В статье рассматривается изучение фольклора старообрядцев Забайкалья (семейских) в первой четверти XX в., а также свидетельства бытования его в трудах исследователей культуры. Фольклористические исследования культуры семейских носили попутный характер как часть этнографических изучений или краеведения и ограничивались в основном констатацией фактов бытования устно-поэтического творчества. Собирательская деятельность Н. П. Протасова была первым подлинно фольклористическим исследованием, целенаправленно обратившимся к изучению фольклора старообрядцев Забайкалья. В статье дается оценка вклада А. М. Селищева, А. М. Станиловского, А. М. Поповой в изучение фольклора указанного периода своеобразной группы русского населения.
Главным итогом изучения фольклора семейских в указанный период было введение в научный оборот материалов, без учета которых фольклорная культура этой этноконфессиональной группы – семейских, оставалась белым листом.
The article deals with the study of folklore of Old Believers of Transbaikalia (Semeiskie) in the first quarter of XX century, and records about it in papers of cultural researchers. Folklore studies of Semeiskie were collateral as a part of local history studies and ethnographic studies, and were mainly limited to factual findings of an oral-poetic folk art. Folklore collection of Protasov N.P. was the first genuine folklore research specifically focused on the study of Trasbaikalia Old Believers’ folklore. The article assesses the contribution of A.M. Selishchev, A.M. Stanilovsky, and A.M. Popov to the folklore research of peculiar groups of Russian population in the period.
The main outcome of the folklore studies of Semeiskie in this period was incorporation into scientific circulation the materials without which the folk culture of this ethno-confessional group (Semeiskie) would be a blank page.
старообрядцы Забайкалья (семейские), собиратели, исследователи, фольклор, жанры.
Old Believers of Transbaikalia (Semeiskie), collectors, researchers, folklore, genres
1. Бурятоведческий сборник. – Иркутск, 1926. – Вып. 1.

2. Краткий отчет этнографа А. М. Поповой о работе среди семейских в 1925 г. // Бурятиеведение. – № 2. – 1926.

3. Линьков А. И. Судьба бумаг Н.П. Протасова // Сибирский Архив. – Иркутск, 1914. – № 2.

4. Осипова В. Д. Собиратели русского фольклора Забайкалья // Музыка России. Вып. 6. – М., 1986.

5. Попова А. М. Песни партизан // Сиб. живая старина. Вып. 1 (V). – Иркутск, 1926.

6. Попова А. М. Поездка к «семейским» Забайкалья (этнографический очерк) // Бурятиеведение. – № 2. – Верхнеудинск, 1926.

7. Попова А. М. Семейские. Забайкальские старообрядцы. – Верхнеудинск, 1928.

8. Протасов Н. П. Как я записывал народные песни. – Известия ВСОРГО. Т. ХХХIV, № 2, 1903.

9. Протасов Н. П. Песни забайкальских старообрядцев. – Иркутск: Изд-во ВСОРГО, 1926.

10. Селищев А. М. Забайкальские старообрядцы. Семейские. – Иркутск, 1920.

11. Станиловский А. М. Записки // Труды ВСОРГО. – Иркутск, 1912. – №.7.

12. Элиасов Л. Е. Русский фольклор Восточной Сибири. Ч. 1. – Улан-Удэ, 1958.

Статья