Научные труды

Тихонова Е. Л.
«Народная история» старообрядцев Бурятии // СТАРООБРЯДЧЕСТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, МЕСТНЫЕ ТРАДИЦИИ, РУССКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ СВЯЗИ: Материалы VI Международной научно-практической конференции (07.08.2015 – 08.08.2015, Улан-Удэ). Научный редактор: А. П. Майоров, д-р филол. наук, Ответственный редактор: С. В. Васильева, д-р ист. наук, - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2021. - С. 303-311.
«Народная история» старообрядцев Бурятии
«People's history» of Old Believers of Buryatia
398(571.54)  10.18101/978-5-9793-0771-8-303-311
В статье рассматриваются исторические предания и устные рассказы как жанры, представляющие народную интерпретацию исторических событий и фактов. Под «народной историей» понимается история народа, рассказанная им самим. У старообрядцев Бурятии основной корпус текстов преданий о своем прошлом – это предания о заселении и освоении старообрядцами земель за Байкалом. «Народная история» старообрядцев Бурятии немыслима без такой базовой категории их жизни, как древлеправославная вера. Поэтому особенно свято сохранялись в среде старообрядцев-семейских ценности религиозного характера. Также «народная история» семейских Бурятии не обходится без рассказов о старинных семейных устоях прежних старообрядцев. Семейные устои старообрядцев раньше были очень крепки, поскольку регламентировались не светскими, а религиозными нормами. В итоге автор приходит к выводу, что «народная история» дает представление не только о материальной и духовной жизни народа, но и о его нравственных ориентирах, моральных устоях, о его менталитете. Понимание народного восприятия и народной оценки прошлого мы находим в «народной истории» старообрядцев Бурятии.
The article considers historical legends and oral stories as a genre representing people's interpretation of historical events and facts. By «people's» history meant the story of people told themselves. Most stories of Buryatia Old Believers are about their past, stories about settlement and development the lands beyond lake Baikal. «People's» history of the Old Believers of Buryatia is unthinkable without such basis of their life as the old Orthodox faith. Therefore values of a religious nature were carefully preserved among Old Believers. Also «people's» history of Old Believers of Buryatia is not complete without stories about old family foundations of forefathers. Old Believers’ family foundations were traditionally very strong, as was regulated by not secular but religious norms. The author comes to the conclusion that «people's» history gives an idea not only about the material and spiritual life of the people, but also its moral guidelines, foundations, their mentality. In the «people's» history of Old Believers of Buryatia we get to understand people's perceptions and people's assessment of the past.
старообрядцы, историческое предание, устный рассказ, фольклорное сознание, народная интерпретация истории.
Old Believers, historical legends, oral stories, folk consciousness, people's interpretation of history.
1. Ефимова О. Л. Современное состояние церковнопевческой традиции старообрядцев-семейских // Народная культура Сибири: материалы IX науч.-практ. семинара сибирского регионального вузовского центра по фольклору / отв. ред. Т.Г. Леонова. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000.

2. Кляус В. Л., Супряга С. В. Песенный фольклор русскоустьинцев Якутии и семейских Забай-калья: материалы к изучению бытования в иноэтническом окружении. – Курск, 2006.

3. Коробейников П. Ф. Краткий обзор взаимоотношений государства и Старообрядческой Церкви (историко-правовой аспект) // Старообрядчество: история, культура, современность: материалы V науч.-практ. конф. (Москва, 20-21 ноября 2000 г.). – М., 2000.

4. Миненко Н. А. История культуры русского крестьянства Сибири в период феодализма. – Новосибирск, 1986.

5. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. – СПб.: Наука, 1994.

6. Фольклор семейских / под общей ред. Л. Е. Элиасова. – Улан-Удэ, 1963.





Статья