Научные труды

Афанасьева Ю. Ю.
,
Арефьева М. И.
Женский костюм семейских Забайкалья: локальные варианты // СТАРООБРЯДЧЕСТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, МЕСТНЫЕ ТРАДИЦИИ, РУССКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ СВЯЗИ: Материалы VI Международной научно-практической конференции (07.08.2015 – 08.08.2015, Улан-Удэ). Научный редактор: А. П. Майоров, д-р филол. наук, Ответственный редактор: С. В. Васильева, д-р ист. наук, - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2021. - С. 323-329.
Женский костюм семейских Забайкалья: локальные варианты
Women’s costume of Transbaikalia Old Believers: local variations
391.2(=161.1)(571.5)  10.18101/978-5-9793-0771-8-323-329
Виды и комплексы семейской одежды складывались на протяжении всей многовековой истории этой старообрядческой группы и передавались из поколения в поколение, обеспечивая таким образом преемственность этнокультурной информации. Более того, почти в каждом селе, а тем более районе, ещё сохраняются свои особенности внешнего облика, конструкции и декорирования костюма. В статье рассматриваются основные локальные варианты женского костюма семейских. Авторы выделяют две достаточно самостоятельные группы семейского костюма – костюм семейских Бурятии и семейских Забайкальского края. Таким образом, традиционный женский костюм семейских Забайкалья сложен и в настоящее время до конца не изучен. Сравнительно-историческое исследование такой составной части традиционной культуры, как традиционно-бытовая одежда, позволяет прояснить вопросы истоков формирования этнографической группы семейских, выявить этнокультурное разнообразие забайкальского старообрядчества, проследить трансформацию.
Different kinds of “Semeyskie” clothes were formed during the long history of this group of Old Believers and were handed down from generation to generation preserving continuity of ethno-cultural in-formation. In almost every village even now we can find the features of original design and decoration of the costume. This article refers to the local variations of women's costume of “Semeyskie”. The authors distinguish two self-sufficient groups of “Semeyskiy” costume – Buryatia costume and costume of Transbaikala. The traditional women`s costume of Transbaikala is complex and not fully examined. Comparative historical study of traditional and casual women’s apparel as a part of a traditional culture helps to answer the questions about the origin of these ethnographic groups, to notice their cultural diversity and transformation.
семейские Забайкалья, традиционная одежда, старообрядцы, сарафан, рубаха, головной убор, украшения.
Semeyskie of Transbaikala, traditional clothing, Old Believers, sundress, shirt, headwear, jewelry.
1. Арутюнов А. С. народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М.: Наука, 1989. – 247с.

2. Бломквист Е. Э, Гринкова Н. П. Бухтарминские старообрядцы. – Л., 1930. – С. 313, 397.

3. Болонев Ф. Ф. Старообрядцы Алтая и Забайкалья. Опыт сравнительной характеристики. 2-е изд., испр. – Барнаул: Изд-во БЮИ, 2001. – С. 22.

4. Там же.

5. Там же.

6. Сторона ты моя, сторонушка / сост. Т. М. Зенкова, И. О. Кирюшкина. – Чита, 2001. – С. 26.

7. Там же.

8. Липинская В. А. Поселения, жилища, одежда русского населения Алтайского края // Этнография русского населения Сибири и средней Азии. – М.: Наука, 1969. – С. 61.

9. Маслова Г. С. Народный костюм русских Забайкалья // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Ч. II: Забайкалье. – Новосибирск, 1975. – С. 56.

10. Там же. С. 53.

11. Охрименко Г.И. Женский костюм семейских XIX–XX вв. и его украшения // Этнография русского населения Сибири и средней Азии. – М.: Наука, 1969. С. 193.

12. Там же. С. 215.

13. Там же.

14. Фурсова Е. Ф. Поликовые рубахи крестьянок Южного Алтая торой половины XIX – начала XX в. // Культурно-бытовые процессы у русских Сибири XVIII – начала XX в. – Новосибирск: Наука, 1985. С. 184.

Статья