МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ТРИГЛОССИИ // ЭКОЛОГИЯ. КОММУНИКАЦИЯ. ПЕРЕВОД: Материалы всероссийской онлайн-конференции, посвящённой 15-летию кафедры перевода и межкультурной коммуникации и 60-летию факультета иностранных языков Бурятского госуниверситета (30.09.2020 – 01.10.2020, Улан-Удэ). Научный редактор: П. П. Дашинимаева, доктор филологических наук, профессор, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2020. - С. 98-105.
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ТРИГЛОССИИ
MODEL OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONAL COMMUNICATION IN THE CONDITIONS OF SUBORDINATE TRILINGUALISM
В статье рассматривается проблема обучения иностранному языку студентов технического вуза в условиях трилингвизма. Трудности усвоения иностранного языка при обучении иноязычной профессиональ- ной коммуникации связаны с недостаточными знаниями предметной обла- сти, а также неравномерным владением государственным (русским) и национальным языками. В этой связи авторы уделяют особое внимание системному представлению предметной области в терминах и ассоциатах родного (якутского) языка. Поэтому в работе обосновывается правомер- ность формирования у студентов технических специальностей профессио- нального тезауруса, под которым понимается совокупность знаний и пред- ставлений в профессиональной сфере. В статье описывается модель обу- чения иноязычной профессиональной коммуникации, включающей в себя цели, содержание, подходы, принципы, технологию обучения. В качестве основного средства формирования профессионального тезауруса выступа- ет разработанный в рамках исследования трехязычный терминологический словарь тезаурусного типа.
This article deals with the problem of foreign language teaching to students of a technical higher school in the conditions of trilingualism. Difficulties of mastering a foreign language in teaching foreign language professional communication are associated with insufficient knowledge of the subject area, as well as uneven command of the official (Russian) and regional languages. In this regard, the authors pay special attention to the systemic representation of the subject area in terms and associations of the native (Yakut) language. Therefore, the work substantiates the legitimacy of the formation of a professional thesaurus among students of technical specialties. Professional thesaurus is understood as a set of knowledge and ideas in the professional sphere. The article describes a model of teaching foreign language professional communication, which includes goals, content, approaches, principles, and teaching technology. The main means of forming a professional thesaurus is the trilingual terminological dictionary of thesaurus type developed within the research.
иноязычная профессиональная коммуникация, субординативная триглоссия, профессиональный тезаурус, модель обучения, терминологический словарь.
foreign language professional communication, subordinate trilingualism, professional thesaurus, learning model, terminological dictionary.
Абдулмянова И. Р. Формирование профессионального тезауруса личности как цель профессионального образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 2. С. 36–39.
Нурутдинова А. Р., Романова Г. В. Модели и структура про- фессионально-ориентированного обучения иностранному языку в инженерном вузе // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17, № 10. С. 289–291.
Серова Т. С., Шишкина Л. П. Иноязычный экологический лексикон тезаурусного типа как средство формирования категори- ально-понятийного аппарата будущих специалистов // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 2. С. 117–132.
Хаустов О. Н. Моделирование системы профессионального обучения деловому английскому языку специалистов экономиче- ского профиля в условиях высшей школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2001. 21 с.
Хохленкова Л. А. Технология профессионального педагоги- ческого общения при обучении иностранному языку студентов не-
языковых специальностей: дис. … канд. пед. наук. Тольятти, 2000. 299 с.
Чайникова Г. Р. Учебный электронный словарь тезаурусного типа как средство формирования информационной основы речевой деятельности // Филологические науки. Вопросы теории и практи- ки. 2013. № 9(27). С. 183–188.
Щепилова А. В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2005. 248 с.