19 декабря в главном корпусе БГУ состоялось открытие Дома научной коллаборации имени М. П. Хабаева. Торжественную церемонию открытия посетил Глава Бурятии А. С. Цыденов, вместе с дочерью Морхоза Петровича Хабаева - Индрой Морхозовной и ребятами, занимающимися в Доме научной коллаборации, Глава республики участвовал в перерезании символической ленточки. Гости имели возможность пообщаться с учащимися ДНК, увидеть, как они занимаются, как оснащены кабинеты, также о работе ДНК рассказала директор Дома Б. В. Соктоева. Главы Бурятии поздравил учащихся и преподавателей с открытием Дома и пожелал пробовать себя везде, трудолюбия и усердия, также поздравили Дом научной коллаборации с открытием вице-спикер Народного Хурала Б. В. Жамбалов, И. М. Хабаева, ректор Бурятского госуниверситета Н. И. Мошкин.
19 декабря - стал единым днем открытия центров – домов научной коллаборации (ДНК). На сегодняшний день в России успешно функционируют 15 образовательных центров в различных уголках страны от Самары до Якутска.
Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
Одним из федеральных проектов, действующих в рамках нацпроекта «Образование», является проект «Успех каждого ребёнка», согласно которому к 2024 г. будут созданы 100 центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в вузах, обладающих материально-технической базой для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного и технического профилей с охватом не менее 400 детей ежегодно. С этой целью создана федеральная сеть центров дополнительного образования детей при вузах – Домов научной коллаборации.
ДНК центр — это сотрудничество между вузами, школами и предприятиями, призванное вовлекать молодое поколение в науку и творчество, это лаборатория по развитию критического и продуктового мышления; это слаженная и дружная командная работа; формирование социально-эмоционального интеллекта наряду с самоорганизацией.
Республика Бурятия одна из первых в России реализует этот проект. Глава РБ Алексей Цыденов объявил о старте реализации национального проекта «Образование», в частности федерального проекта «Успех каждого ребёнка» в 2019 году.
В начавшем осенью свою работу центре ДНК помимо усваивания образовательных программ, у школьников будет возможность участвовать в олимпиадах Всероссийского уровня научно-технического направления. Школьники смогут создавать инновационные проекты под руководством педагогов-наставников в области IT, роботехники, 3D-проектирования, промышленного дизайна, виртуальной реальности и биотехнологий.
Как пояснил министр образования и науки Республики Бурятия Баир Жалсанов:
- На сегодняшний день в республике разработаны и утверждены восемь региональных проектов по Национальному проекту «Образование».
В частности, с Министерством просвещения Российской Федерации заключено «финансовое» соглашение по проекту «Успех каждого ребёнка» о предоставлении субсидии бюджету Республики Бурятия на создание мобильного кванториума, ключевого центра дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации».
Ректор Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова Николай Мошкин подчеркнул, что возможность быть в числе первых 15 вузов страны, на базе которых было решено открыть ДНК, не может не радовать:
- Университет рад открыть свои двери всем заинтересованным ребятам, и наши педагоги приложат максимум усилий для достижения поставленных целей.
БГУ является региональным оператором на территории Бурятии, реализующим данную программу при поддержке Правительства Республики Бурятия и Министерства образования и науки Республики Бурятия. Центр ДНК создан для того, чтобы в век современных технологий каждый ребенок смог легче и проще ориентироваться в условиях прогресса цифрового мира, робототехники, биотехнологий при помощи опытных наставников. Именно поэтому центр ДНК назван в честь первого ректора БГПИ-БГУ Морхоза Петровича Хабаева, кандидата исторических наук, доцента, заслуженного деятеля науки Бурятской АССР. С именем Морхоза Петровича Хабаева связана история становления высшей школы Бурятии и создание первого вуза в республике.
О том, какие программы работают в центре, и кто их реализовывает, рассказала Баярма Соктоева, директор ДНК им. М.П. Хабаева:
- На данный момент это 13 дополнительных общеобразовательных и профессиональных программ по направлениям «Урок технологии», «Урок биологии», «Малая академия», «Детский университет», «Педагог К-21».
В рамках направления «Урок технологии» ребятам предлагаются дополнительные образовательные программы «Робототехника», «IТ: информационная лаборатория», «Промышленный дизайн», «Основы VR».
По направлению «Урок биологии» реализуется программа «Биология 21 века», направленная не только на изучение предмета, но и на умение работать с современным оборудованием, изучение инновационных методик, применяемых в биологии.
Учащимся 10, 11 классов и СПО в рамках «Малой академии» предлагаются программы «Биотехнологическое моделирование в медицине», «Клеточные технологии в биологии и медицине», «3Dмоделирование и прототипирование».
«Детский университет» предлагает учащимся 5-9 классов программы «Основы программирования на языке Python на примере программирования беспилотного летательного аппарата», «Геоинформационные технологии», «Робототехника», «IТ: информационная лаборатория», «Промышленный дизайн», «Основы VR».
Учителя школ и колледжей также получат возможность повысить свою квалификацию в рамках проекта «Педагог К-21», освоив современные компетенции 21 века, необходимые в образовании. В 2019 г. в рамках проекта реализуется курс повышения квалификации учителей «Эффективная модерация. Содержание и способы работы с группой».
В центре ДНК работают как опытные педагоги-наставники, так и молодые специалисты. Все наставники прошли специальное обучение, приняв участие в образовательной сессии в Томском государственном университете. Задачи сессии включали обучение инновационным подходам в образовании, а также освоение роли педагога-наставника, обладающего гибкими (softskills) и профессиональными (hardskills) навыками, способного не только ретранслировать знания, но и отвечать вызову времени.
В основных зонах ядра центра – лектории, шахматной зоне, коворкингепроводятся мероприятия, акции, мастер-классы, тимбилдинги, воркшопы, конкурсы с обучающимися.
«Создание центров ДНК – это путь к воспитанию нового уникального поколения с учетом всех требований современного мира. Это станет своеобразным ответом российского общества на проблемы взаимодействия человека и природы, человека и технологий на современном этапе глобального развития», - отметила Баярма Соктоева