Высшее профессиональное образование и ее гуманитарная составляющая – физическая культура – направлены на приоритетное совершенствование личных способностей, развитие самовоспитательной и самообразовательной функции студента, формирование его как гражданина, интеллигента, специалиста.
Кафедре физического воспитания Бурятского государственного университета предоставлены широкие возможности для творческих инициатив, использования инноваций с учетом специфики, контингента студентов, преподавателей и климатогеографических условий.
Педагогический процесс предусматривает теоретическую, методико – практическую и практическую направленность воздействий с целью формирования у студентов системы научно-практических знаний, умений, навыков по физической культуре.
В программе физической культуры на ФБГиЗ подчеркнута весомость физической культуры, спорта и туризма в формировании личности, гражданина, профессионала.
К примеру, студенты ФБГиЗ с удовольствием сдают те же тесты для определения общей физической подготовленности человека.
Тем более на нашем факультете (специальности: географы, биологи, земельный кадастр) важна роль физической культуры в процессах профессионального обучения в виде профессионально- прикладной физической подготовки, цель которой – развитие тех качеств, умений, навыков и специальных знаний, которые будут положительно влиять на конкретные, трудовые, рекреационные процессы в действии.
В процессе учебно-тренировочных занятий, подготовки и участия в соревнованиях повторяются физические упражнения, нагрузки, преодолевается утомление, идет процесс специфического труда. У студентов вырабатывается трудолюбие, качество, которое переносится в дальнейшем и на другие действия, на профессиональную деятельность. Таким образом, физическое воспитание позитивно влияет на воспитание профессионально- трудовое.
На учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях, обычно проходящих коллективно, зрелищно, вырабатываются черты характера, в основе которого гражданственность, чувство патриотизма, ответственность за свои поступки, поведение, отношение к своей семье, работе. Именно на соревнованиях необходимо проявить или проявлять постоянно силу воли, дисциплинированность, выдержку, решительность, смелость, самообладание и многие другие качества, так необходимые для достижения поставленных целей.
Не требует доказательства тот факт, что нормальное физическое развитие способствуют и нормальному развитию таких качеств, как память, внимание, высокие уровни устойчивости, восприятие, наблюдательность, умственная работоспособность. На занятиях по физическому воспитанию студенты усваивают рациональные приемы жизнедеятельности, рациональных действий, правила личной и общественной гигиены, закаливания и т.д., что положительно влияет на умственное развитие, на процесс умственного воспитания, интеллект.
Что касается спортивно – массовой работы на ФБГиЗ, хочется отметить, начиная с первого дня учебного года, на факультете проводится большая работа со студентами и преподавателями. Студенты и преподаватели ФБГиЗ планомерно посещают различные учебно-тренировочные занятия по видам спорта.
Помимо Спартакиады, на факультете проводятся и внутренние соревнования по разным видам спорта. К ним относятся соревнования между курсами, между специальностями (т.е. биологами, географами и кадастрами), матчевые встречи между студентами, преподавателями и аспирантами, а также выпускниками.
Стоит отметить наших студентов членов сборных команд РБ и РФ по разным видам спорта:
Мастера спорта:
Ринчино Василий – стрельба из лука;
Троценко Роман и Костриков Павел – легкая атлетика;
Кандидаты в мастера спорта: Саламатов Алексей, Сизых Юрий – волейбол, Сороковиков Иван – футбол, Гунгаров Баир – лыжные гонки.
Многие студенты начали заниматься спортом в стенах университета и достигли немалых результатов во многих видах: от шахмат до пауэрлифтинга.