28июнь

Asia Russia Daily: Алдар Дамдинов: мы тоже Восток

27 июня 2024 – 28 июня 2024

20 июня стартовала приемная кампания в ВУЗах Бурятии. В преддверии нового набора абитуриентов АРД встретился с ректором Бурятского государственного университета Алдаром Дамдиновым.

Как настоящий историк, Алдар Валерьевич начал разговор с давних и наполненных отношений классического университета с коллегами из Монголии.

– Бурятский государственный университет традиционно и достаточно давно имеет связи с нашими коллегами из монгольских ВУЗов, там достаточно много ВУЗов которые надо было бы отметить, но наиболее известные это, конечно же, Монгольский университет педагогического образования (MNUE). Сейчас мы очень активно выстраиваем отношения с Национальным университетом медицины. Давние традиционные партнёры у нас Монгольский университет Монгол Улсын Их Сургууль.

Активные связи БГУ с университетами Монголии:

  • Монгольский государственный университет,
  • Монгольский государственный университет науки и технологии,
  • Монгольский государственный институт образования,
  • Международный университет Их Засаг имени Чингисхана,
  • Финансово-экономический университет,
  • Университет внутренних дел Монголии,
  • Монгольский университет фармацевтический наук «Монос»,
  • Академия наук Монголии,
  • Федерация союза молодежи Монголии,
  • Ассоциация молодёжи в Монголии
  • Университет Идер,
  • Национальный институт физической культуры в Монголии,
  • Институт археологии академии наук Монголии.

Когда-то эти связи нарабатывал наш известный профессор, мой учитель Даши Батуевич Улымжиев, многолетний руководитель общества «Бурятия – Монголия». Он сам монголовед, причем такой классической школы – санкт-петербургской. Его перу принадлежит несколько монографий, которые больше имеют историографический характер, где он описывает историю взаимоотношений с Монголией через призму научных проектов. Он много писал о Галсан Гомбоеве, об Алексее Бобровникове – это те люди, которые действительно создавали практически всю историю взаимоотношений между Россией и Монголией.

Исторические предпосылки

Мы как-то немножко стали забывать о том, что на самом деле Монголию открыла для мира всё-таки Россия. И надо не забывать о том, что (пусть это кому-то нравится, а кому-то нет) благодаря России Монголия приобрела суверенитет. И в этом смысле очень известный факт, что признанию независимости Монголии способствовало подписание так называемого монголо-тибетского договора 1912 года. Этот договор был подписан в тот период, когда фактически одним из акторов внешней политики между Россией, Монголией и странами Запада был Агван Доржиев.

У него была идея, что Шамбала находится в России и что только с Россией Тибет обретет независимость. В тот период цинский Китай был слаб и на этом фоне Тибет был практически завоеван англичанами – известной миссией полковника Янгхазбенда. В результате всех этих событий Далай лама XIII, конечно, был больше склонен к России. И на самом деле Агван Доржиев провел большую работу по склонению его в сторону России. Он почти год ждал решение в Урге под охраной отряда небезызвестного Козлова. И был подписан монголо-тибетский договор признания двойной независимости. Это вызвало очень большое возмущение во внешней политике – англичане по этому поводу очень сильно ругались. Китай, конечно же, тоже выразил ноту протеста. Но Россия признала этот договор. И это привело в последующем к большим изменениям. В том числе то, что мы в этом году празднуем 85-летие событий на Халхин-Голе – по факту это были звенья одной цепи. Почему Халхин-Гол очень важен для монголов? Потому что это действительно признание окончательной независимости Монголии от японского, китайского влияния и других интервентов.

И если возвращаться к работам Даши Батуевича Улымжиева, его исследования отношений России и Монголии говорят о том, что всё-таки Монголия всегда была в приоритете интересов России. И не зря все великие открытия Азии того же Козлова, Гомбожаба Цыбикова и так далее – начинались из Монголии. Благодаря монголам, тот же Гомбожап Цыбиков заходил в Тибет под видом не бурятского паломника, а монгольского. И эта история в очередной раз подтверждает наши давние взаимоотношения с Монголией.

Продолжение традиций

В этом смысле Бурятский государственный университет продолжает традицию, мы продолжаем эту работу и у нас давние связи со многими вузами. Более того, в период становления нашего классического университета у нас был совместный совет по педагогическим наукам вместе с Монгольским университетом образования. Очень много наших преподавателей защитили докторские диссертации в Монголии. И сейчас мы продолжаем эту работу – буквально год назад под руководством доктора юридических наук, нашего профессора Юрия Петровича Гармаева была защищена кандидатская по юридическим наукам в Монголии. Наши преподаватели института права и экономики является членами диссертационного совета в институте Их Засаг.

В Бурятском государственном университете имени Доржи Банзарова обучаются более 280 иностранных студентов, 71 из которых являются гражданами Монголии. О расширении экспорта образовательных услуг свидетельствует грант правительства республики Бурятия, который инициировал глава Цыденов с целью укрепления русского языка как средства межнационального общения – по программе обучаются 38 студентов, объявлен набор на новый учебный год.

То есть у нас такие многогранные связи: и научные, и культурные, и спортивные. Если говорить об обменах, то сегодня это становится еще более актуальным. Наши студенты изучают монгольский язык. Сразу отмечу, не во всех вузах страны изучается монгольский язык, я бы даже сказал что в очень ограниченном количестве – их можно по пальцам одной руки пересчитать, наверное. Наши студенты выезжают на практику в Монголию, им преподают преподаватели из Монгольского государственного университета. И монгольские студенты приезжают сюда к нам практиковать уже русский язык соответственно. И сейчас мы только расширяем это сотрудничество.

Конечно, для нас очень важны направления, связанные с различными отраслями наук. Очень известный наш педагог, археолог Александр Дондопович Цыбиктаров очень давно сотрудничает с археологами Монголии, в том числе организуя археологические практики для студентов. А сейчас монголы очень активно расширяют зону своих исследований и мы договорились о том, что будут совместные экспедиции по Бурятии. Монголов особенно интересует культура плиточников, культура империи хунну. Вообще нужно отметить, что археологическая наука Монголии сейчас очень активно развивается, не без участия опять-таки наших, российских ученых. Я не буду делать акцент только на нашем вузе, отдать должное надо Институту монголоведения и буддулогии, Борису Вандановичу Базарову, который в целом занимается историей Монголии. Нельзя здесь не назвать академика Николая Николаевича Крадина. Кстати говоря, уроженец Бурятии, родился у нас в Заиграевском районе, возглавляет дальневосточное отделение РАН во Владивостоке.

Буддизм – не только религия

Из последних достижений в плане науки наконец-то заработало направление, связанное с Российским научным фондом и Монголией. Недавно были разыграны гранты и Бурятия получила финансирование на несколько проектов. Это исследования Байкальского института природопользования, ИМБИТа и, в том числе, наш проект – научный руководитель Тимур Баторович Бадмацыренов, у него тема «Традиционный буддизм: постсекулярность и современные общественно-политические процессы в России и Монголии». Достаточно интересный проект с учётом того, что мы в последнее время очень активно продвигаем буддизм не только как историю, не только как изучение традиций, не столько про религию, но и как инструмент взаимодействия между всеми регионами и странами, которые исповедуют буддизм.

Первый буддийский форум показал, что интерес к буддизму не только как к религии очень высок. И мы это сейчас наблюдаем, видим интерес, причем, что удивительно, со стороны студентов, научных руководителей других – западных, ВУЗов: Высшая школа экономики очень активно интересуется, РУДН, МГУ. Они очень активно изучают буддизм в целом, и конечно, Бурятия как колыбель распространения буддизма в России является одним из интересных регионов, куда приезжают экспедиции из ведущих ВУЗов России.

Россия в пятерке

Когда мы говорим в целом про разворот на восток – мы должны говорить не только про те страны, которые являются восточными – Монголия, Китай, Корея, страны ЮВА, но и про дальневосточные регионы. Поскольку мы здесь тоже неотъемлемая часть Востока и это тоже надо понимать. И то, что ареал распространения монголоязычных народов включает в себя и Бурятию, и дальше до Красноярска доходит традиционное расселение. И в этом смысле мы все являемся объектом изучения и восточной политики в целом. Мы это понимаем…

Поэтому взаимоотношения между Монголией и Россией всегда будут активными, невзирая на политическую погоду. Это мы тоже видим по интересу тех же абитуриентов-монголов, которые хотят всё-таки получить образование в России. В этом смысле мы проводили исследования. Вы знаете, мы участвуем в кампусной политике, которая анонсирована президентом нашей страны. Было принято решение, что будет 25 кампусов мирового уровня. В последнем послании президент предложил увеличить их количество до 40. Мы являемся одним из участников этой программы – у нас в Улан-Удэ будет строиться межвузовский кампус мирового уровня «Байкал». Одним из направлений его деятельности будет подготовка специалистов для Монголии.

Мы видим интерес монголов к изучению русского языка. Сегодня в Монголии с русским языком, к сожалению, не все хорошо. Великий государственный Хурал должен принять решение, что вторым государственным языком становится английский язык. И его ставят в приоритет для изучения в школе. Но при этом сами монголы хотят изучать ещё и русский.

И когда мы проводили опрос – где бы вы хотели проходить обучение? Конечно, большинство монголов ставят на первое место не Японию, не Китай, не Америку. Хотя они предоставляют по две тысячи бесплатных мест для студентов из Монголии. Но на первом месте – Корея. Россия входит в пятерку, даже Китай находится после.

– Какие специальности больше всего интересуют?

– Их интересует медицинское направление, сельскохозяйственные направления, причем ветеринария – это номер один. Ветеринар в Монголии – это царь и бог. Конечно, педагогические науки для них очень интересны, особенно русский язык. Вы знаете, что по поручению главы Бурятии Алексея Самбуевича Цыденова мы сегодня осуществляем набор по подготовке учителей русского языка для монгольских школ. У нас уже сейчас обучается 19 студентов на первом курсе, на подготовительном отделении порядка 27 человек.

И конечно, интерес к изучению русского языка нужно культивировать и поддерживать. Поэтому мы сегодня активно работаем со всеми аймаками Монголии, есть много желающих поступать и это тоже приветствуются горячо. Отмечу, что сейчас количество бесплатных мест для монгольских абитуриентов по программе Россотрудничества увеличено до 700, а ещё два года назад было менее 400.

Что еще важно с точки зрения образования? То, что Монголия сегодня одна из самых молодых стран в Азии – сегодня средний возраст в Монголии составляет 29 лет. И школьное население Монголии больше, чем все остальное население страны. Это показатель роста демографии. И для нас это очень хороший фактор. Для примера – в Бурятии примерно 5600 выпускников 11 классов, а в одном только Селенгинском аймаке, где населения около 150 тыс человек, пять тысяч выпускников школ. Почти сопоставимые цифры по выпускникам, при несопоставимости населения Бурятии и Селенгинского аймака. Что уж говорить про всю Монголию – порядок цифр там в десять раз больше наверное, 60-70 тысяч выпускников. Есть с кем работать и кого направлять. И конечно же, нужно шире представлять наши услуги и привлекать и обучать. Мы же понимаем, что те кто прошел обучение в России – это одна из составляющих той мягкой силы, о которой мы говорим. Понятны думаю, наши мотивы – в любом случае мы с Монголией будем работать, это и традиционно, и в свете современных реалий актуально.

Следить за трендами

Для БГУ работа с Монголией, работа с монгольскими студентами является одним из важных направлений. И тут важно добавить, что мы сегодня активно работаем не только с внешней Монголией, но и с Внутренней, которая находится в составе Китая. И для вузов АРВМ сотрудничество также актуально. Особенно в свете позиций китайского правительства – там тоже происходит сокращение именно изучения монгольского языка, но при этом они очень много поддерживают в высшем образовании изучение монгольских культуры и традиций. Во многих вузах уже появился магистерский уровень, они предлагают на научном уровне сотрудничать в плане изучения монгольского языка, традиций, науки в целом. Понятно, что у нас есть шэнэхэнские буряты, с которыми мы традиционно работаем. Но, что заметно в последнее время, уровень жизни в северных регионах очень сильно вырос и сегодня не все шэнэхэнские буряты хотят переезжать сюда, им комфортно там. И если раньше была тенденция, когда переезжали из АРВМ во внешнюю Монголию, то сегодня идет обратный процесс – из Монголии очень многие переезжают во Внутреннюю Монголию. И это тоже такой тренд, который нужно исследовать, смотреть, изучать, понимать, по крайней мере, почему это происходит.

И если говорить про тренды – у нас принято говорить, что ученики уезжают на Запад. Но если внимательно посмотреть, то тренд немножко другой – много наших выпускников школ уезжают в ЮВА. И многие ВУЗы этих стран предоставляют льготные возможности для наших выпускников. Это не значит, что с этим надо бороться, надо понимать что такой тренд есть и нужно с этим активно работать. Нужно понимать, что многие хотят получить хорошее образование на китайском. Мы для себя в восточном институте фиксируем большее количество выпускников российских школ, которые хотят получить образование у нас. Поскольку у нас традиционно близкие связи с Китаем. Я беседовал с абитуриентами – почему к нам? Объяснение такое – мы знаем, что у вас очень высокий уровень китайского языка, и в том числе, вы даёте возможность стажировки в Китае.

И многие наши выпускники становятся очень востребованы по обе стороны – и в Китае, и в России. И востоковедение мы сегодня понимаем не как изучение какой-то старины, не как изучение только языка и традиций, а как инструмент, который дает возможность выпускнику получить хорошее образование и подготовку в направлении экономическом, юридическом. И это высокое конкурентное преимущество в выборе будущей профессии, будущей жизненной траектории. И ребята это очень четко видят, они прагматичнее нас, взрослых. И сигналы – те же последние встречи Владимира Путина с Си Цзиньпином, активность и рост экономики – они видят. И выбирают свое будущее, возможность собственной конкурентоспособности и реализации.

Конкуренция на пользу

– Как удается конкурировать с российскими ВУЗами в битве за монгольских студентов?

– На самом деле конкуренция возросла. Давайте скажем честно, для ВУЗов из западных регионов России почти все закрылось. И сегодня они активно работают с Африкой, например. У нас, кстати, тоже этот тренд наметился – если вы внимательно посмотрите на наших студентов. Многие ВУЗы в своей работе обратили внимание на восток, в том числе на Монголию. Где повторюсь, есть большая аудитория. Я вообще за конкуренцию, а в этом случае речь идёт о больших возможностях для монгольских школьников. Для них становится вполне реальным получить образование в ведущих ВУЗах России.

Мы каждый год участвуем в образовательных выставках, которые проводит Россотрудничество. И если раньше наши коллеги из западных регионов приезжали «для галочки», то сегодня они реально едут за студентами. Но даже в этом случае бурятские вузы находятся в более выигрышной ситуации. Конечно, если дети из престижных улан-баторских школ не рассматривают ничего, кроме МГУ, Москвы, Питера, то дети из семей со средним доходом, дети из аймаков смотрят на бюджет, на возможности родителей. И поверьте, деньги они считать умеют. К тому же, например, по программе подготовки учителей русского языка для монгольских школ мы предоставляем бюджетное место, они получают стипендию, бесплатное общежитие и при оформлении документов мы также помогаем. Причем, это средства не федеральные, а наши – республиканские.

Еще один немаловажный фактор – близость к дому. Всё-таки у нас налаженное транспортное сообщение – и ЖД, и автотранспорт, и авиасообщение. Для родителей - а они везде одинаковы, - это возможность в любой момент навестить ребенка, посмотреть как он живет, привезти что-то из необходимых вещей. Именно поэтому многие рассматривают ВУЗы Бурятии в качестве приоритетных.

И хочу сказать, что условия безопасности для студентов у нас на самом высоком уровне. При том, что мы не закутываем их в вату, а наоборот, стараемся привлечь к общественной жизни ВУЗа – творческой, спортивной, то есть обеспечить то самое погружение в среду, без которого овладеть языками довольно сложно.

И это тоже, я думаю, правильно, поскольку они тем самым напитываются этой средой и понимают, что Россия всегда была главным партнером, другом для Монголии. И сейчас мы нисколько от этих позиций не отступаем, а наоборот, увеличиваем. И простые монголы даже в частной беседе говорят, что прекрасно понимают: Россия всегда была соседом, Россия их всегда поддерживала. И мы прекрасно помним, как монгольский народ протянул руку помощи в годы ВОВ, когда каждая третья лошадь была монгольской, когда вся советская армия носила монгольские полушубки, помним сколько средств было собрано для поддержки наших бойцов. И в этом смысле простые люди говорят: “мы всегда знаем и надеемся что Россия нам поможет и мы здесь не являемся врагами”. И мы открыты для них и стараемся создавать максимум комфорта для наших студентов из Монголии.

Источник:  ARD: портал деловой информации https://asiarussia.ru/news/41006/ 

Поделиться новостью: