В рамках проекта гранта Российского гуманитарного научного фонда в июне-июле 2009 года кафедра бурятского языка Национально-гуманитарного института Бурятского государственного университета совместно с Академией бурятоведения Монголии участвовала в работе международной научно-исследовательской экспедиции в Восточную Монголию. В состав экспедиции вошли ученые нашего университета (7 человек: Патаева В.Д., Базарова Ц.Б., Будаин Б.Б., Дагбаев Б.В., Халхарова Л.Ц., Эрдынеева А.Д., Цэдэнжав багша), Монгольского университета образования г. Улан-Батор (М.Одмандах-президент Академии бурятоведения Монголии, Чинзориг_вице-президент, академик А.Самбуу), педагогического института «Дорнод» г.Чойбалсан (3 человека), Монгольского научного института языкознания (2 человека). Это первая совместная международная экспедиция по изучению языка и культуры локальных бурятских этнических групп Восточной Монголии.
Участников международной экспедиции, прежде всего, интересовали хозяйственно-культурные особенности локальной бурятской этнической группы, проживающей вТов, Хэнтэйском и Дорнодском аймаках Монголии. Круг изучаемых вопросов был обширен и разнообразен, среди них история монгольских бурят, причины и ход миграции в Монголию, современный состав, их хозяйственная деятельность, административная структура управления, её функция и др. Также большой интерес представляли особенности традиционной культуры бурят, изучение языковых, исторических, политических, культурных, литературных особенностей. Одной из задач явилось определение целей, изучение содержания и форм обучения детей, монгольских бурят дома и в школе, также традиции их экологического образования и воспитания. Для всех членов научной экспедиции были важны перспективы сотрудничества с монгольскими бурятами, которые обсуждались во время научных, деловых и частных встреч.
Экспедиция разделилась на 2 группы, маршруты которых пролегали через Хэнтэйский и Дорнодский аймаки:
1. Улан-Батор – Мунгэнморьт (Тов аймак) – Батширээт – Биндэр (Хэнтийн аймак) – Дадал сум – Ундэрхаан хот (Хэнтийн аймак) –Улан-Батор;
2. Улан-Батор – Цагаан Овоо (Дорнод аймак) – Баян-Уул – Баяндун Сум – Дашбалбар – Чойбалсан хот – Ундэрхаан хот – Улан-Батор.
Монголия в силу различных причин стала одним из мест расселения эмигрировавших бурят. В разные периоды времени переселение за пределы России стало одним из способов сохранения этничности, традиционной культуры и, отчасти, способом выживания. Локальное развитие бурят в Монголии позволило им сохранить свои этнические особенности. В связи с этим чрезвычайно важно изучение в целом языка бурят и их литературных памятников, осмысление фольклора, литературы, традиций в общей системе словесности монголоязычных народов мира.
В результате экспедиции собран большой фактический материал по языку, диалектным особенностям локальной бурятской общины восточных аймаков Монголии. Диалект бурятТов, Хэнтэйского и Дорнодского аймаков является хоринским, т.к. здесь в основном живут потомки эмигрантов с Аги. В Хэнтэйском же аймаке проживают еравнинские, хоринские и кижинские буряты. Старшее поколение бурят этих аймаков сохранили особенности агинского, хоринского, кижингинского, еравнинского говоров хоринского диалекта, а язык современных бурят Монголии сильно ассимировался с халхаским диалектом. Некоторая часть молодежи не знает родного бурятского языка. В дни экспедиции мы посетили исторические и природные достопримечательности Восточной Монголии: родину Чингисхана – Дэлюун Болдог, что находится в пересечении рек Онон и Бальж в Дадал сомоне, местность Хухнуур близ горы Хара Зурхэн, где в 1206 году Тэмуджин был провозглашен Всемонгольским ханом. Также побывали в одном из старейших буддийских монастырей Балдан Брэйбун, который был построен в ХУШ веке и разрушен в 30-е годы ХХ века, на священных горах «Ээж хада», «Жабарта хушуун», также посетили наскальные летописи бурят на горе «Адуун шулуун» в Баяндун сомоне.
Особо хочется отметить отличную подготовку экспедиции наших монгольских друзей, в частности, президента Академии бурятоведения М. Одмандаха и его заместителя Б. Чинзорига.
Также мы очень благодарны главам администраций всех бурятских сомонов, которые организовали нам встречи с населением, с учеными и знатоками истории и фольклора бурят.
История миграции и расселение бурят по всей Монголии того периода (20-е годы 19 века) была запрещенной темой для исследования и остается сегодня еще малоизученной. Судьба многих бурят очень трагична. Об этом говорит такой факт как расстрел красноармейцами бурятского населения села Дадал Хэнтэйского аймака в количестве более 600 человек. Такие исторические факты наши информанты приводили множество.
Традиционная же культура монгольских бурят, включая фольклор, и этнокультурная лексика, связанная с хозяйственно-бытовой жизнью, является общебурятской. Очень хорошо сохранены все названия домашней утвари, сельскохозяйственных орудий труда. Нужно отметить, что духовная культура также остается исконно бурятской. Монгольские буряты сохранили свое традиционное историческое верование – шаманизм, также проповедуют буддизм. Также здесь практикуется дошаманистические обряды и ритуалы бурят как «тайлган» и «обоо тахилга». Многие обряды, проводимые на культовых местах бурят, которыми испещрены степи Монголии, стали синкретичными, т.е. общемонгольскими.
В настоящее время буряты Монголии живут достаточно хорошо, имеют богатое и крепкое хозяйство. Отары овец и коз одной семьи насчитывают от 300 до 1000 голов, также содержат крупный рогатый скот и лошадей. Многие буряты, особенно в Дашбалбар и Баяндун сомонах , занимаются огородничеством и садоводством. Молодое поколение бурят получает наравне со всеми этносами Монголии высшее и среднее специальное образование, многие учатся за рубежом, в основном в Венгрии, США, Японии и Корее.
Полученные во время научной экспедиции материалы ученые двух стран будут использоваться для дальнейшей разработки проблем по монголоведению в целом, по бурятоведению, по диалектам бурятского языка. В данное время готовится сборник материалов экспедиции, где будут опубликованы исторические, фольклорные и литературоведческие материалы, по этимологическому анализу лексического строя традиционного быта монгольских бурят в сравнении с другими диалектами бурятского языка. Также материалы, собранные в этой экспедиции, будут использованы в подготовке лексикографических, диалектных, этнолингвистических, литературоведческих словарей, фольклорных и литературных памятников.
По итогам экспедиции будет проведена международная научно-практическая конференция в г. Улан-Батор.
На будущий год запланирована экспедиция в Западную Монголию в Сэлэнгэ, Булган, Хубсугул аймаки.
По результатам двух экспедиций будет представлена картина локальных этнических групп бурят Монголии. В настоящее время обрабатывается материалы проведенной экспедиции.