Проблема изучения литературы в школе всегда была актуальной. А в последнее время приобрела особую остроту из-за снижения интереса к чтению, роста популярности Интернета и появления многочисленных СМИ.
Для обсуждения этих вопросов 8 апреля в конференц-зале Национальной библиотеки прошло заседание круглого стола «Литература в современном мире», организованное ФФ БГУ при поддержке Министерства образования РБ. Для участия в мероприятии съехались учителя городских и районных школ республики. Согласно предварительному опросу, большая часть приглашённых ожидала от мероприятия определённых итогов и конкретных предложений:
- Сейчас многих педагогов волнует проблема ЕГЭ, – отметила Халбаева Антонина Константиновна, учитель Эрхирикской школы Заиграевского района, – и мы надеемся, что сегодня она будет подробно освещена.
На заседании затрагивался ряд вопросов, касающихся воспитательной и нравственной функции литературы, а также проблемы чтения в современном обществе и ЕГЭ как формы итоговой аттестации школьников по литературе.
Выступление Ермоленко Елены Васильевны, учителя 59 гимназии, было посвящено именно этой проблеме. Её методика преподавания направлена на формирование нравственности и чувства патриотизма при чтении художественных произведений. При этом важную роль, по мнению Ермоленко Е. В., играет изучение литературы родного края:
- В обществе необходимо создавать позитивное информационное пространство, – делится она своими соображениями, – это поможет предотвратить всеобщее падение нравственности. Для культурного развития подрастающего поколения полезно организовывать литературные гостиные и встречи, проводить творческие мероприятия.
Выступление Ермоленко продолжил доклад Бальжинимаевой Даримы Эрдынеевны, учителя школы № 60. Педагог уверен, что творчество влияет на формирование системы ценностей. На заседании клуба литературной гостиной «Лира» педагоги 60-ой школы организовывают своим ученикам встречи с писателями и артистами городских театров.
Следующий вопрос, который был вынесен на обсуждение, – чтение как актуальная проблема современности.
- Семейное чтение позволяет возродить популярность художественных произведений и в значительной мере повысить уровень читаемости среди школьников, – считает Каверина Елена Алексеевна, учитель лицея № 24.
Драгун Александр Николаевич (лицей № 59) в своём выступлении затронул вопрос чрезмерного влияния информационных технологий на сознание детей. Он сделал акцент на том, что в условиях современного общества школьникам достаточно минимума знаний:
- Если в классе, хотя бы двое учеников прочитали и поняли смысл романа «Война и мир», я считаю свой долг учителя выполненным, – заявил А. Н. Драгун в выступлении.
Обсуждение третьего вопроса – о путях взаимодействия преподавания литературы в школе и в вузе – открывает выступление завкафедрой русской литературы Затеевой Т. В. По ее мнению, формирование современного читателя обусловлено многими внешними факторами – и комплектованием библиотек, и кругом чтения – как обязательного, так и необязательного.
- Чтобы приучить школьника к трудному делу чтения, его в первую очередь необходимо «поднять» до уровня классической литературы, – констатирует Затеева Т. В.
Выступлений и мнений было так много, что мероприятие затянулось. Шаманская Лариса Георгиевна, представитель Министерства образования республики, сделала краткий обзор по итогам ЕГЭ за последние два года. Она привела статистические и цифровые данные и объяснила, почему ученики выбирают литературу как один из итоговых экзаменов:
- То, что дисциплина не изучается как профильный предмет ни в одной школе РБ, является одной из причин низкого уровня знаний. Повысить его можно за счёт профилизации образования.
Итогом круглого стола стало предложение о формировании инициативной группы для создания ассоциации преподавателей и учителей-словесников РБ. Быть или не быть этой полезной организации, во многом зависит от желания самих педагогов.