История кафедры возрастной и педагогической психологии

О кафедре

Кафедра возрастной и педагогической психологии организована в 2002 году (приказ по БГУ № 99 от 30.07.2002 г.).

Профессорско-преподавательский состав:

На кафедре работают 11 преподавателей, в том числе Тудупова Туяна Цибановна, к.псх., доцент; Санжаева Римма Дугаровна, д.псх.н., профессор; Доржиева Марина Очиржаповна, к.псх.н. доцент, Монсонова Арюна Раднанимаевна, к.псх.н., доцент; Бахта Елена Юрьевна, старший преподаватель.

Учебная работа

Учебная работа организована по следующим направлениям:

■  квалифицированное проведение учебного процесса на основе утвержденных государственных стандартов, учебного плана, учебных программ специальности 030301 «Педагогическая психология»;

■  преподавание специальных дисциплин для студентов по специализации «Преподаватель» специальностей 011000 – химия; 011100 - геология; 013400 – природопользование; 012500 – география; 010100 – математика; 010400 – физика; 011600 – биология 021700 — филология, 033000- родной язык и литература, 060700 - национальная экономика; 061000 - государственное и муниципальное управление; 062100 – управление персоналом и т.д.

■  как обеспечивающая кафедра (дополнительная квалификация «Преподаватель»).

Содержание и виды учебной деятельности: чтение лекций, проведение практических, семинарских, лабораторных занятий, студенческих научно-методических конференций.

По кафедре читаются следующие спецкурсы: «Содержание и методы психосоциальной работы», «Теории обучения и воспитания», «Педагогический конфликт», «Коррекционно-развивающая работа детского психолога», «Проблемы инновационного обучения», «Методы активного социально - психологического обучения», «Организация психологической службы в образовании», «Психология развития и возрастная психология», «Диагностическая работа школьного психолога», «История педагогической психологии», «Педагогическая психология», «Современная теория учения», «Основы специальной психологии и педагогики», «Психология учителя, профессионального развития», «Этика и психология делового общения», «Психология и педагогика», «Психология профессионального образования», «Возрастная физиология, психофизиология».

Научная работа

Главное направление научной деятельности - психологическое сопровождение на разных возрастных этапах, этнопсихология, консультативная психология. Результаты научной деятельности сотрудников кафедры представлены:

■  в научных журналах: «Вестник БГУ», «Психологический журнал»; Научное обозрение (г.Москва), «Высшее образование сегодня (г.Москва)», «Наука и школа», «Преподаватель ХХI века».

■  в материалах:

■  VII Азиатско –Тихоокеанского Международного Конгресса психологов ( Токио 12 – 16 мая 2008 г.) - Хабаровск: Изд-во Дальний Восток, 2008.

■  Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы этнопсихологии в контексте культурно-экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона» - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008.

■  III Международной научно-практической конференции «Образование и глобализация», Улан-Удэ, 2009.

■  Байкальской международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Республики Бурятия «Международный опыт и региональные особенности социальной работы в современном трансформирующемся обществе», Улан-Удэ, 2008.

■  общественного форума международных научных чтений «Баяртуевские чтения -1 Мир бурятских традиций в контексте истории и современности», Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2008.

■  II всероссийской научно-практической конференции «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития», Москва: Изд-во МГППУ, 2008.

■  Научно-практической конференции «Личность и деятельность педагога: история, традиции, инновации», Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2008.

■  круглого стола «Поликультурная образовательная среда: этнопсихологические и этноконфессиональные аспекты», Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2008.

■  Второй Международной научной конференции «Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии», г. Смоленск, 2010.

■  Региональной научно-практической конференция, посвященной 10-летию СПФ «Актуальные проблемы профессиональной подготовки психологов и социальных работников», изд-во БГУ, 2010.

■  еждународной научной конференции, посвященной IV Генерал. Сессии Конвента монголов мира, Улан-Удэ: Изд-во ИМБТ СО РАН, 2010.

■  IX Международного конгресса психологов АТР, Харбин, Китай- Хабаровск, Дальний Восток, 2010.

■  Одиннадцатой международной научно-практической конференции «Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы», г. Иркутск, 2010 г.

■  VI межвузовской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы этнопсихологии», Москва, РУДН, 2010 г.

■  в монографиях:

■  Корытова Г.С. Фактор семьи в генезе психической дезадаптации, Улан-Удэ, 1999.

■  Санжаева Р.Д. в соавторстве с Дондуковой С.Ц.Психология безопасности деятельности на железнодорожном транспорте/, г.Хабаровск, изд-во ДВГУПС, 2004 г.

■  Корытова Г.С., Механизмы психологической защиты личности, Иркутск, 2004.

■  Дугарова Т.Ц.Этническое самосознание подростков бурят в условиях изменяющейся России – Улан-Удэ: Издательство БГУ, 2005 г.

■  Санжаева Р.Д. (в соавторстве с Дагбаевой С.Б.). Ценностные ориентации современных студентов: этнопсихологический аспект.

■  Санжаева Р.Д. Личность и профессиональная деятельность, Хабаровск, из-во ДВГУПС, 2008.

■  Тудупова Т.Ц. Дамбаева А.Г. Этнопсихология восприятия рекламы, Улан-Удэ, 2007.

■  Санжаева Р.Д., Монсонова А.Р. , Петров И.П. Личность и профессиональная деятельность, Хабаровск, 2008.

■  Дугарова Т.Ц. (коллективная монография) под ред. Калмыкова С.В Глобализация и этносоциальные проблемы Байкальской Азии, Улан-Удэ, 2008.

■  Тудупова Т.Ц., Калмыкова Е.М. Этнопсихологический тренинг как средство развития самоактуализации личности студентов, Улан-Удэ, 2008.

■  Тудупова Т.Ц. Этнопсихологическая подготовка подростков, Улан-Удэ, 2009.

■  Дугарова Т.Ц., Эрхитуева Л.И. Специфика применения психосемантических методов в этнопсихологии, Улан-Удэ, изд-во БГСХА, 2009.

■  Тудупова Т.Ц. Этнопсихологическая подготовка подростков, Улан-Удэ, 2009.

■  Доржиева М.О. Влияние гендерных особенностей на развитие произвольной активности личности, Улан-Удэ, изд-во БГУ, 2009.

■  Дугарова Т.Ц. (коллективная монография) под ред. Л.В. Шулуновой Личность в поликультурном пространстве, Улан-Удэ, 2009.

■  Дугарова Т.Ц. Глобальные вызовы: Этническое самосознание бурят – М: Издательство «Прометей», 2010.

■  Дугарова Т.Ц. (коллективная монография) под ред. С.В. Калмыкова. Этнокультурное образование – Улан-Удэ: Издательство БГУ, 2011.

■  Монсонова А.Р. Этноконфессиональная принадлежность как фактор формирования системы ценностных ориентаций молодежи (Байкальский регион). 8 п.л. Улан-Удэ, изд-во БГУ, 2010.

В 2009 году кафедрой был проведен телемост Томск-Владивосток-Екатеринбург - Улан-Удэ с участием преподавателей, аспирантов и студентов социально-психологического факультета.

Воспитательная работа

Воспитательная работа со студентами занимает приоритетное направление в деятельности кафедры. Она является важнейшей составной частью образовательного процесса, осуществляемой в учебное и внеучебное время и обеспечивающей формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности будущего специалиста.

С целью развития творческого потенциала, формирования познавательных интересов, ценностных ориентаций на кафедре действуют научные кружки по методологии и методике этнопсихологического исследования (СПФ), по основам профессиональной деятельности (СПФ, ФЭУ), по быстрочтению и мнемотехнике (ИФ, ФФ), проблемная группа «Исследование художественной интеллигенции» (ИФ). С 2007-2010 г. студенты 3, 4 курсов СПФ, посещающие научный кружок «Кросскультурный подход в психологии развития» были привлечены к участию в международном проекте «Исследование психофизиологических особенностей детей монголоязычных народов». Также ежегодно кафедра проводит университетскую олимпиаду по психологии среди студентов непсихологических факультетов.

Сотрудничество

Кафедра поддерживает научные связи с психологическими кафедрами и лабораториями ведущих вузов страны, Российским психологическим обществом (РПО), Российской психотерапевтической лигой (РПЛ). Активно сотрудничают с Центром диагностики и консультирования ГУО г.Улан-Удэ, с лабораторией медицинской психологии Бурятского республиканского психоневрологического диспансера (РПНД) Министерства здравоохранения РБ, с Центром психотерапевтической и психологической помощи Минздрава РБ.

Гранты

■  Тудупова Т.Ц., доцент, к.псх.н., руководитель республиканского гранта по линии "Госкомитета по делам молодежи: Республиканский конкурс по работе с детьми с девиантным поведением Лабиринт" (на базе школы № 15) сроки 09.2004 г. - 05.2005 г.;

■  Тудупова Т.Ц. «Особенности национального характера и личности бурят в условиях глобализации и интеграции современного мира».

■  Дугарова Т.Ц., к.псх.н., доцент кафедры ВПП по теме «Этнические копинги (стратегии преодоления трудных ситуаций): диагностика и прогноз в кризисных ситуациях» - конкурс грантов БГУ, 2005.

■  Дугарова Т.Ц., к.псх.н., доцент кафедры ВПП «Психологические детерминанты субъективного качества жизни детей и молодежи в современных условиях» - конкурс грантов БГУ, 2007.

■  Дугарова Т.Ц., к.псх.н., доцент грант по теме «Буряты в новом тысячелетии: социально-экологический аспект» (грант РГНФ, 2006-2007 гг. совместно с НГИ – исполнитель);

■  Дугарова Т.Ц. Психофизиологические особенности детей монголоязычных народов (международный грант, 2007-2014).

■  Дугарова Т.Ц. (исполнитель) Ассоциативные вербальные связи в обыденном сознании бурят.

■  Дугарова Т.Ц. Летняя Байкальская школа молодых исследователей, грант БГУ, 2008.

■  Дугарова Т.Ц. "Психосемантика общения в контексте взаимодействия Восток-Запад", грант РГНФ, 2010-2011.

■  Дугарова Т.Ц. «Родоплеменная ментальность: нарративы идентичностей», грант РГНФ, 2010-2011гг.

■  Монсонова А.Р.РГНФ "Этноконфессиональная принадлежность как фактор формирования системы ценностных ориентаций молодежи в условиях изменяющейся России (Байкальский регион)" (грант РГНФ 2008-2009 гг. объем финансирования 39000 рублей – руководитель).

■  Очиров А.Д., ст. преп. кафедры ВПП по теме «Социально-философский портрет современной художественной интеллигенции Бурятии: стратегии и перспективы адаптации в контексте ее ценностных ориентаций в условиях изменяющейся России» (грант РГНФ - исполнитель)

 

Научные достижения

Преподавателями кафедры опубликовано более 200 статей и тезисов в различных международных, Российских, региональных сборниках, материалах конференций в Томске, Иркутске, Новосибирске, Чите, Владивостоке, Хабаровске, Улан-Удэ и др.

С октября 1993 года на кафедре ведется прием в аспирантуру по специальностям «Педагогическая психология», «Социальная и политическая психология» (научные руководители проф. Санжаева Р.Д., проф. Корытова Г.С., доцент Тудупова Т.Ц., доцент Дугарова Т.Ц.). За последние 5 лет успешно защищены 10 диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук (Петров И.П., Басхаева И.И., Калмыкова Е.М., Базарова Д.Р.и др.). Активно работают над написанием кандидатской диссертации аспиранты проф. Санжаевой Р.Д. – Горновской И.А., проф. Корытовой Г.С.- Цыбенжапова Е.В, Гончикдоржиева Г.Ж., Ушакова Т.Н., Дамбаева Т.Ц., доцента Тудуповой Т.Ц. – Быкова А.В., Бахта Е.Ю., Цыденжапова Е.Н., Цыремпилова М.Д., Комарь О.А., Доноева О.Д., Пиханова Е.С., Левинцова Н.С., доцента Дугаровой Т.Ц. –Буянтуева Н.Д. , Дамбаева Н.Ц., Семенова Д.В., Бадиев И.В., Гармаев Т.В.

В 2011 году защищена диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук Дугаровой Т.Ц. по теме «Особенности этнического самосознания современных бурят России» (дисс.совет Московского педагогического государственного университета) и диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук Базаровой Д.Р. по теме «Ценностно – смысловые детерминанты структурно-содержательных характеристик образа мира молодежи в контексте психосемантического подхода» (дисс.совет Дальневосточного государственного университета путей сообщения).

По итогам рейтинга научной деятельности кафедра ежегодно входит в десятку лучших кафедр БГУ. По итогам работы преподаватели кафедры удостоены званий лучшие преподаватели БГУ – «Лучший доцент БГУ-2009» - Тудупова Т.Ц., к.псх.н., «Лучший доцент БГУ-2007» – Дугарова Т.Ц., к.псх.н., «Лучший старший преподаватель-2008» – Монсонова А.Р., к.псх.н.