Создание БГПИ
Бурятский педагогический институт имени Доржи Банзарова- один из старейших ВУЗов Сибири. Он был организован постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 10 января 1932 г. на базе Бурят-Монгольского отделения Иркутского педагогического института.
В состав БМГПИ вошли четыре факультета: физико-математический, естествознания, литературно-лингвистический и общественно-экономический. Первый набор студентов в количестве 146 человек состоялся осенью 1932 г.
Для скорейшей организации учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской работы в Бурятию были направлены квалифицированные кадры. Всего в 1932 г. в ВУЗе работало 22 преподавателя. Институт разместился в трехэтажном кирпичном доме на углу улиц Ленина и Рабочей (ныне Сухэ-Батора). Учебный корпус имел 10 аудиторий и лабораторий и один лекционный зал. Под общежитие студентов было выделено каменное здание бывшего Дома крестьянина на 90 мест.
Осенью 1932 г. при БМГПИ был открыт дневной педрабфак с четырехлетним сроком обучения для подготовки и поступления в ВУЗ юношей и девушек с семилетним и девятилетним образованием. В январе 1933 г. открывается заочное отделение, в сентябре 1934 г. - учительский институт, находившийся при пединституте и осуществлявший подготовку учителей для семилетних школ.
Годы войны
Начавшаяся Великая Отечественная война нарушила нормальную жизнь ВУЗа, создала тяжелое положение с преподавательским составом. Хотя в годы войны почти все кафедры возглавляли преподаватели, имевшие ученые степени и звания, ряд кафедр оставались недоукомплектованными достаточно длительный период. В первые месяцы войны около половины преподавателей и студентов института ушли на фронт. Многие из них были удостоены высоких боевых наград. Не все вернулись с полей сражений. 40 преподавателей и студентов отдали жизни за Родину.
Послевоенные годы
С окончанием войны в жизни института начался новый период. ВУЗ постепенно входил в нормальную колею работы. Усилия коллектива были направлены на укрепление материально-технической базы и создание необходимых условий для учебной и научно-исследовательской работы. В середине 1950-х гг. была осуществлена структурная реорганизация; в 1954 г. прекращен прием в учительский институт; подверглись слиянию исторический и литературный факультеты в историко-филологический факультет; в 1956/57 учебном году срок обучения увеличился до 5 лет. В связи с переименованием Бурят-Монгольской АССР в июле 1958 г. Бурят-Монгольский государственный педагогический институт им. Д. Банзарова переименован в Бурятский государственный педагогический институт (БГПИ) им. Д. Банзарова.
В сентябре 1956 г. была отменена плата за обучение. Одновременно вводился новый порядок назначения стипендий с учетом успеваемости и материальной обеспеченности, что позволило многим студентам из малообеспеченных семей продолжить свое образование в ВУЗе.
Всего за 1932-1960 гг. педагогический и учительский институты окончили 4'716 студентов и за послевоенный период с 1945-1960 гг. пединститут выпустил 2990 человек, из них по дневной форме обучения -2'182, заочной - 766, вечерней - 42; учительский институт - 1'009 человек, из них по дневной форме - 667 человек, по заочной - 342. Только за период с 1950-1960 гг. выпуск пединститута увеличился в 3,4 раза.
Потребности в преподавателях удовлетворялись в основном через направление Наркомпросом РСФСР выпускников центральных ВУЗов и аспирантур, а также через приглашение из других институтов опытных преподавателей. Одновременно велась работа по подготовке кадров из своих выпускников. За послевоенный период и в 1950-х гг. научно-педагогический коллектив института увеличился более чем в три раза - с 43 человек в 1945/46 учебном году до 143 в 1958/59 учебном году. Вместе с ростом общей численности профессорско-преподавательских кадров улучшался их качественный состав. Численность кандидатов наук и доцентов за этот период возросла почти в пять раз - с 13 до 63 человек.
Важнейшим условием эффективной деятельности института являлось укрепление его материально-технической базы. К началу 1960-х гг. учебные занятия проходили в 15 лабораториях, 17 кабинетах, 4 лекционных и 4 семинарских аудиториях, 2 актовых залах, 2 спортзалах и 2 читальных залах.
1960-1980-е гг.
В последующий период укреплению материально-технической базы придавалось существенное значение. За 1970-1980-е гг. возведен главный корпус института, что позволило увеличить учебно-производственные площади ВУЗа почти в 3 раза. Общая учебная площадь ВУЗа возросла до 15'066 кв. м. В 1985 г. БГПИ располагался в 4 зданиях со 120 аудиториями, 67 из которых были технически оснащены. Был создан общеинститутский отдел ТСО и ТВ с автоматизированным телевизионным пунктом и студией телезаписи. Научные лаборатории института заметно пополнились новейшей экспериментальной аппаратурой. Преподавателей и студентов обслуживали 6 абонементов фундаментальной научной библиотеки, 2 читальных зала, 10 кафедральных библиотек.
Был создан солидный спортивный комплекс с технически оснащенными и оборудованными учебными аудиториями, 3 спортивными залами. Закончено строительство волейбольного стадиона, включающего в себя 4 волейбольных площадки с асфальтовым покрытием, лыжной станции в окрестностях г. Улан-Удэ.
Неуклонно росло количество факультетов, увеличивался контингент студентов. Выпуск студентов с 383 человек в 1960-1961 учебном году возрос до 549 человек в 1985-1986 учебном году (на 143,3%). Только за 1981-1985 гг. количество выпускников дневного отделения БГПИ составило 2'737 человек. Всего в 1985 г. в БГПИ обучались будущие преподаватели школ по 13 специальностям на 7 факультетах.
Задачи повышения качества подготовки учителей, усиление внимания к содержанию учебно-воспитательной работы, требовали повышения квалификации научно-педагогических кадров. В результате целенаправленной работы значительно повысился уровень научной квалификации преподавателей ВУЗа. На ряде кафедр процент дипломированных преподавателей составлял 70-80%. К 1985 г. из 335 преподавателей института 173 имели ученые степени и звания.
Период перемен
В середине 1980-х гг. страна вступила в полосу политических и социально-экономических преобразований, которые не могли не сказаться на системе высшего образования. Несмотря на все трудности переходного периода БГПИ сохранил научный потенциал, расширил структуру педагогических специальностей. Так за период 1985-1995 гг. численность студентов института увеличилась на 12,8% и составила в 1995 г. 5887 человек. В 1991 г. за всю историю института контингент (6'412 чел.) и прием (1'463 чел.) студентов достигли максимальной отметки.
В Бурятском пединституте накануне перестройки высшего образования произошла смена в руководстве ВУЗа. В мае 1986 г. на пенсию ушел ректор, профессор И. А. Батудаев. Министерством просвещения РСФСР на эту должность был назначен кандидат исторических наук, доцент Г. Д. Басаев, работавший вторым секретарем Улан-Удэнского ГК КПСС.
В июне 1993 г. на альтернативной основе ректором института был избран кандидат педагогических наук, доцент С. В. Калмыков. Выпускник-отличник Бурятского пединститута, окончивший аспирантуру МОПИ имени Н. К. Крупской и защитивший кандидатскую диссертацию, он работал в БГПИ деканом факультета физической культуры, где проявил себя как высококвалифицированный лектор, требовательный, принципиальный, эрудированный руководитель. В 1990 г. был избран депутатом Верховного Совета Бурятии и возглавил Комитет Верховного Совета по науке, культуре, образованию, молодежной политике и спорту. Будучи ректором пединститута, он защитил докторскую диссертацию, получил ученое звание профессора. Является Заслуженным работником физической культуры Республики Бурятия.
В целях активизации системы повышения научной квалификации преподавателей и привлечения на работу в ВУЗ талантливой молодежи в 1990 г. в институте открылась аспирантура. В 1991 г. решением ВАК СССР при БГПИ создан специализированный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских и социологических наук, на базе которого в 1997 г. образован докторский совет по тем же специальностям. С 1994 г. стал функционировать совместный монголо-бурятский совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических и психологических наук.
За 63 года своего существования (1932-1995 гг.) Бурятский пединститут стал признанным и ведущим педагогическим институтом страны. Огромный вклад в организацию его развития внесли ректоры М. П. Хабаев, А. А. Дуринов, Е. А. Рампилова, А. В. Булгадаев, П. Н. Матханов, Н. Д. Шулунов, И. А. Батудаев, Г. Д. Басаев, проректоры по учебной работе П. И. Хайдуков, М. Н. Мангадаев, С. Ш. Чагдуров, А. Б. Цыремпилон, проректоры по науке В. Н. Обожин, Ю. Ф. Головнев, И. И. Осинский, проректоры по заочному обучению С. А. Тыхеева, В. В. Морохоев, Г. А. Тармаев, С. В. Евдокимова, проректоры по административно-хозяйственной работе М. Г. Тангасов, Н. И. Каратуев, Б. Б. Боргеев, В. М. Биртанов, Г. П. Тармаев, А. Д. Цыденов, А. А. Итыгилов, многие деканы, заведующие кафедрами и руководители других подразделений. Более 95% учителей Бурятии и многие работники системы образования Агинского и Усть-Ордынского Бурятских автономных округов, Иркутской и Читинской областей являются выпускниками нашего педагогического института.
Организация Бурятского университета
В среде интеллигенции давно вынашивались планы создания классического университета в Бурятии.
В начале 1994 г. перед новым руководством БГПИ была поставлена задача о реорганизации института в педагогический университет. Ректорат вынес на обсуждение Ученого совета института вопрос "О концепции педагогического образования в ВУЗе", где были обозначены основные направления реорганизации ВУЗа.
Благодаря целенаправленной работе ректората, усилия, направленные на создание в республике классического университета, увенчались успехом. 30 сентября 1995 г был подписан Указ Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина "О создании в Республике Бурятия государственного университета". 2 ноября 1995 г. вышло постановление Правительства Российской Федерации за подписью Председателя Правительства В. С. Черномырдина "О реорганизации Бурятского государственного пединститута и расположенного в г. Улан-Удэ филиала Новосибирского университета и создании на их базе Бурятского государственного университета".
Первые шаги классического университета в Бурятии
В начале своей деятельности университет поставил перед собой принципиальную цель: за максимально короткий срок пройти период реорганизации и становления.
Руководство университета
1 марта 1996 г. на собрании представителей коллектива университета был избран первый ректор БГУ. На эту должность претендовали три кандидата - д. п. н, профессор С. В. Калмыков (и. о. ректора БГУ), д. ф-м. н., профессор Г-Н. Б. Дандарон (бывший директор филиала Новосибирского университета) и чл. -корр. РАО, д. п. н., профессор Э. Р. Раднаев (декан факультета бурятской филологии БГУ). По результатам тайного голосования ректором был избран С. В. Калмыков. В этом же месяце был принят Устав Бурятского государственного университета и сформирован Ученый Совет в составе 63 членов, из них 26 докторов наук, профессоров и 29 кандидатов наук, доцентов.
Состав ректората после выборов руководителя университета практически не изменился: первый проректор - проректор по науке - д. б. н., профессор Ц. З. Доржиев, проректор по учебной работе - к. ф. н., доцент Л. П. Ковалева, проректор по заочному обучению - к. ф.-м. н., доцент В. С. Самсонов, проректор по социальной политике - к. п. н., доцент А. Е. Павлов, проректор по административно-хозяйственной работе - А. А. Итыгилов. Позже в структуру ректората были внесены изменения.
В сентябре 1997 г. функции и обязанности двух проректоров (проректора по учебной работе и проректора по заочному обучению) были объединены и закреплены за одним проректором по учебной работе (Л. П. Ковалева). В марте 1999 г. вводится должность первого проректора (Ц. З. Доржиев) и должность проректора по науке (д. х. н. Н. В. Бодоев). В 1998 г. проректора А. Е. Павлова заменил к. и. н. А. В. Голых.
В мае 2001 г. произошли небольшие изменения. В структуре ректората остается 4 проректора: первый проректор (Ц. З. Доржиев) и в его функцию дополнительно вводится координация учебной работы, проректор по научной работе (Н. В. Бодоев), проректор по социальной политике (назначается д. п. н., профессор А. В. Гаськов), проректор по АХР (назначается профессор В. М. Цинкер). Проректор по АХР А. А. Итыгилов, проработавший в этой должности 30 лет (включая его работу в ВСГТУ), уходит на заслуженный отдых.
Процесс формирования и расширения структуры университета
Больших усилий потребовала перестройка учебного процесса на университетские планы и программы. Для реализации ее была реорганизована учебная часть в учебно-методический центр (начальник к. ф.-м. н., доцент В. И. Антонов). В 2002 г. центр преобразован в учебно-методическое управление с более широкими функциями (начальник к. п. н., доцент Г. Н. Фомицкая).
Создана научно-исследовательская часть (начальник к. и. н., доцент В. В. Номогоева). Расширены функции отдела аспирантуры (заведующий к. п. н., доцент Г. И. Рогалева). Начало функционировать издательство (директор К. А. Баторова) с двумя структурными подразделениями - редакционно-издательским отделом (заведующий И. Х. Оширова) и типографией (заведующий Н. Н. Татарникова). Был утвержден редакционно-издательский совет университета (председатель профессор Ц. З. Доржиев). Начался выпуск ВУЗовской газеты "Бурятский государственный университет". Создан международный отдел (начальник Г. Б. Халанова).
Произошли изменения в структуре бухгалтерии и планового отдела. Они были реорганизованы в управления: управление бухгалтерского учета и финансового контроля (начальник С. И. Батуева, с 2002 г. Т. Ц. Ринчинова) и планово-финансовое управление (начальник Л. В. Халтуева). Из отдела кадров (начальник Т. О. Дармаева) выделился как самостоятельное подразделение студенческий отдел кадров (начальник Т. М. Бадмаева), а в 2002 г. последний реорганизован в управление по работе со студентами (начальник к. п. н., доцент Ю. В. Шибанова. С 2003 г. - к. ф. н. Бадмаева М. В.). Расширена функция канцелярии и на его базе создан общий отдел (заведующий С. Ц. Ломпоева). Структурные изменения произошли и в административно-хозяйственной части, появились новые отделы.
В январе 1996 г. в целях организации и контроля учебным процессом студентов 2-4 курсов бывшего филиала Новосибирского университета, которые продолжали учиться по учебному плану Новосибирского университета, был организован межведомственный учебно-научный центр (МУНЦ). На базе гуманитарного факультета бывшего филиала были организованы два факультета - в мае 1996 г. восточный факультет (декан д. филос. н. Л. Е. Янгутов) и в июне этого же года экономический факультет (декан к. э. н., доцент И. М. Хабаева). В сентябре 1996 г. экономический факультет переименован в факультет экономики и управления. Студенты естественно-научных специальностей бывшего филиала объединились с факультетами соответствующих профилей. Выпускникам отдельных специальностей первых двух выпусков, начавших обучение в филиале, был выдан диплом Новосибирского университета.
В январе 1996 г. были реорганизованы физико-математический и индустриально-педагогический факультеты. На их базе появились физико-технический (декан к. т. н., доцент В. М. Сандаков) и математический факультеты (декан к. ф.-м. н., доцент В. В. Кибирев).
В целях усиления развития приоритетных направлений науки в регионе в январе 1996 г. были организованы два института: Институт востоковедения (директор д. и. н. Н. В. Абаев) и Институт экологии (директор д. б. н., профессор Б. Б. Намзалов, с 2001 г. - к. г. н. Е. Ж. Гармаев). В феврале 1996 г. для обеспечения в университете качественной подготовки педагогических кадров для школ открыт Институт педагогического образования (ИПО) (директор д. п. н., профессор Н. В. Языкова).
Для дальнейшего развития тесных контактов между народами соседних регионов и стран были открыты в 1999 г. (ноябрь) Боханский (директор к. и. н. А. В. Дамдинов), в 2000 г. (март) Улан-Баторский (директор к. и. н., доцент Ю. П. Шагдуров) и 2004 г. (сентябрь) Агинский (директор к. и. н., Б. В. Золхоев) филиалы БГУ. В 2005 г. в г. Хайларе (КНР) на базе Хулунбуирского института университет открыл свое представительство.
Статус классического университета потребовал от коллектива скорейшего перехода всей системы обучения студентов на учебные планы и программы классического университета. Преподавателями и сотрудниками в плане учебно-методического обеспечения было выпущено значительное количество учебников и учебных пособий. По этому показателю в 2001 г. вышли на 9 место среди 61 классического университета России.
Профессорско-преподавательский состав БГУ в период становления более чем на 85% состоял из бывших сотрудников педагогического института. В течение 1995-1996 гг. в университет перешли многие ученые из научно-исследовательских институтов Бурятского научного центра СО РАН и других научных учреждений. На 1 сентября 1996 г. в университете работало 655 преподавателей, из них 365 человек или 55,7% с учеными степенями и званиями: 78 докторов наук, профессоров, 287 кандидатов наук, доцентов.