Научные труды

Мадаев Е. О.
ДОКТРИНА КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТ В КИТАЕ И РОССИИ // ГОСУДАРСТВО И ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА: материалы VIII Международной научно-практической конференции (24.06.2021 – 24.06.2021, Улан-Удэ). Научный редактор: Ю. И. Скуратов, д-р юр. наук, проф., Ответственный редактор: В. М. Очирова, д-р полит. наук, доц., - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2021. - С. 24-31.
ДОКТРИНА КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТ В КИТАЕ И РОССИИ
THE DOCTRINE AS A POLITICO-LEGAL DOCUMENT
Доктрина как политико-правовой документ является важной составной частью зако- нодательной системы Российской Федерации и Китайской Народной Республики определяя в настоящее время не только основы государственной политики, но и стра- тегию, и тактику правового регулирования общественных отношений в различных сферах.

Практика создания доктрин как политико-правовых документов может быть признана полезной и даже необходимой, поскольку: 1) эти документы масштабны, имеют все- отраслевой охват, стратегический и перспективный характер, создают общий согласо- ванный план политических действий и правового регулирования; 2) они осуществля- ют смычку политической и правовой сфер, формулируют задачи правового регулиро- вания применительно к конкретной историко-политической, экономической, экологи- ческой и пр. ситуации, могут корректироваться при ее смене при незыблемости об- щих универсальных принципов права и основ правового регулирования; 3) эти доку- менты имеют научные основания и в то же время юридическую форму, то есть они являются важным средством легитимизации политической, политико-правовой и соб- ственно правовой доктрины как элемента правовой системы государства. Отрицательным фактом является то, что при всей полезности и необходимости док- трины как политико-правового документа ее правовой статус, место и роль в законо- дательной системе России и Китая не определены.
The doctrine as a politico-legal document is an important part of the legislative system of the Russian Federation and Peoples Republic of China defining now not only the fundamen- tals of the State policy, but also the strategy and tactics of legal regulation of public rela- tions. The practice of establishing doctrines as a politico-legal instruments can be considered use- ful and even necessary because: 1) these documents reveal, have branch coverage, strategic and forward-looking, coherent plan provide the overall political action and legal regulation; 2) they realize the connections between political and legal spheres, formulate the tasks of le- gal regulation in relation to the specific historical and political, economic, environmental, etc. the situation may be adjusted when it is changing with the sanctity of shared universal principles of law and the pillars of legal regulation; 3) these documents have a scientific ba- sis and at the same time, legal form, that is, they are an important means of legitimization of political, legal and political and legal doctrine as part of the legal system of the State. Negative fact is that while useful and necessary doctrine as a politico-legal document of its legal status, place and role in the legal system of Russia and China are not defined.
доктрина, политико-правовой документ, нормативно-правовой акт.
doctrine, political and legal document, legal act.
Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. Введен в действие с 7 октября 1977 года Декларацией ВС СССР от 7 октября 1977 г. № 6365-IX в порядке, установленном Законом СССР от 7 октября 1977 г. // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.

Военная доктрина РФ. Утверждена Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр- 2976 // СЗ РФ. 2009. № 51. Ст. 6305.

Доктрина информационной безопасности РФ. Утверждена Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 // СЗ РФ от 12 декабря 2016 г. N 50 ст. 7074.

Доктрина продовольственной безопасности РФ. Утверждена Указом Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20. // Об утверждении Доктрины продовольственной безопас- ности Российской Федерации». Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20. [Элек- тронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73338425

Доктрина развития российской науки. Одобрена Указом Президента РФ от 13 июня 1996 г. № 884 (в ред. Указа Президента РФ от 23.02.2006 г. № 169) // Российская газета, N 40, 28.02.2006.

Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования в Россий- ской Федерации. Утверждена решением коллегии Минздрава РФ от 28 декабря 1999 г. № 20.

Климатическая доктрина РФ. Утверждена распоряжением Президента РФ от 17 декабря 2009 г. № 861-рп. // СЗ РФ. 2009. № 51. Ст. 6305.

Морская доктрина Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 26 июля 2015 г.

Экологическая доктрина РФ. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р. // СЗ РФ. 2002. № 36. Ст. 3510.

Конституция Китайской Народной Республики (Принята на 5-ой сессии Всеки- тайского собрания народных представителей пятого созыва, обнародована и официально введена в действие Всекитайским собранием народных представителей 4 декабря, 1982 года, с 13-я поправкой к принятой 15.03.1999 на 2-м заседании Всекитайского собрания народных представителей 9-го созыва, которая закрепляет необходимость «построения социалистического правового государства». Жэньминь жибао. 17.03.1999 (на кит. яз.)) // URL: https://asia-business.ru/law/law1/pravo/constitution/ (дата обращения: 14.12. 2020)

Арзамасов Ю. Г. Ведомственные кодифицированные акты: ценность, виды, де- фекты, проблемы повышения эффективности. // Кодификация законодательства: теория, практика, техника (Нижний Новгород, 25–26 сентября 2008 года): материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. В. М. Баранова, Д. Г. Краснова. Н. Новгород: Нижегород- ская академия МВД России, Торгово-промышленная палата Нижегородской области, 2009. С. 215–234.

Гудошников Л. М. Эволюция политических институтов Китая во второй половине XX и начале XXI вв. // Политические системы и политические культуры Востока / под ред. профессора А. Д. Воскресенского. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: АСТ: Во- сток-Запад, 2007.

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / пер. с фр. В. А. Туманова. Москва: Международные отношения, 1999. 400 с.

Егорова Ю. В., Мушинский М. А. Региональное законодательство в контексте единого правового пространства России / под ред. Р. А. Ромашова. Иркутск: Издательство Восточно-Сибирского института МВД России, 2007. 120 с.

Казьмин И. Ф., Поленина С. В. «Закон о законах»: проблемы издания и содержа- ния // Советское государство и право. 1989. № 12. С. 3–9.

Конституции государств Европейского Союза / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Москва: НОРМА: ИНФРА-М, 1999. 802 с.

Куманин Е. В. Юридическая политика и правовая система Китайской Народной Республики / Е. В. Куманин; отв. ред. Б. А. Страшун; АН СССР, Ин-т государства и пра- ва. Москва: Наука, 1990. 157 с.

Мадаев Е. О. Доктрина в правовой системе Российской Федерации: дис. … канд. юр. наук. Иркутск, 2012. 254 с.

Малько А. В. Эффективность правового регулирования // Правоведение. 1990. № 6. С. 61–67.

Нисневич Ю. А., Платонов В. М., Слизовский Д. Е. Законодательная деятельность: политико-правовой анализ. Москва: Аспект Пресс, 2007. 285 с.

Третьяков К. Н. Основные источники современного конституционного права Китайской Народной Республики: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Москва, 2010. 23 с.

Трощинский П. В. Правовая система Китая: монография. Москва: ИДВ РАН, 2016. 472 с.
Статья