РЕЭМИГРАЦИЯ ПРЕДКОВ РУССКИХ-ЛИПОВАН РУМЫНИИ // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (17.11.2021 – 18.11.2021, Улан-Удэ). Научный редактор: А. П. Майоров, Ответственный редактор: С. В. Бураева, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2021. - С. 26-35.
Согласно историческим свидетельствам, выявленным за последние годы среди доку- ментов в архивах различных стран южной Европы и Турции, этапы и маршруты эми- грации предков русских-липован Румынии по России начались в особенности в пери- од 1735–1764 гг. с Полесья (Ветки, Чернобыля, Стародубья), часть из них — в Мол- довское княжество, а другая часть — в Сибирь, Иргиз (местность в степном левобе- режье Волги, вдоль р. Большой Иргиз (ныне Саратовская область), а с Иргиза (через Бессарабию) — за Дунай — в Османскую империю).
В 1908–1914 гг. имела место первая официальная реэмиграция 2679 русских-липован из Буковины, Молдовы и Добруджи на Амур.
В 1940 году имела место неофициальная реэмиграция в Россию. Это произошло летом, когда Бассарабия перешла во владение СССР, многие из русских-липован из Добруджи на своих лодках тайно приплыли к Одессе, а оттуда добились до Краснодарского края, где и поселились. Вторая официальная реэмиграция в Россию состоялась в сентябре 1947 г. Согласно именным спискам, из Добруджи в Астраханскую область, дельту Волги переселились тогда 216 семей (998 человек из села Сарикей и 120 семей (594 человека) из моего родного села Камень (Каркалиу).
Вот так, в разные времена, русские-липовани, реэмигрировавшие на свою историческую родину — Россию, внесли и там свой огромный вклад не только в освоение новых земель, но и в укрепление там русского быта и охрану ее восточных и южных границ.
According to the historical evidence revealed in recent years among the documents in the archives of various countries of southern Europe and Turkey, the stages and routes of emi- gration of the ancestors of the Russian Lipovans in Romania across Russia began especially in the period 1735–1764 from Polesye (Vetka, Chernobyl, Starodubye), some of them — to the Moldovan principality, and the other part — to Siberia, Irgiz (an area in the steppe left bank of the Volga, along the Bolshoi Irgiz river (now the Saratov region), and from Irgiz (through Bessarabia) — across the Danube — to the Ottoman Empire).
In 1908-1914 the first official re-emigration of 2679 Lipovan Russians from Bukovina, Moldova and Dobrudja to the Amur took place.
In 1940, unofficial re-emigration to Russia took place. This happened in the summer, when Bassarabia came into the possession of the USSR, many of their Russian Lipovans from Dobrudja secretly sailed to Odessa in their boats, and from there they reached the Krasnodar Territory, where they settled. The second official re-emigration to Russia took place in Sep- tember 1947. According to the personal lists, 216 families moved from Dobrudja to the As- trakhan region, the Volga delta (998 people from the Sarikoy village, and 120 families (594 people) from my native village of Kamen (Karkaliu). So, at different times, the Russian Lipovans, who re-emigrated to their historical home- land — Russia, made a huge contribution there, not only to the development of new lands, but also to the strengthening of Russian life there and the protection of its eastern and south- ern borders.
русские-липовани (староверы), миграция, официальная/неофи- циальная реэмиграция, историческая родина, огромный вклад, освоение новых зе- мель, укрепление русского быта.
Russians-Lipovans (Old Believers), migration, official / unofficial re-emigration, historical homeland, huge contribution, development of new lands, strengthening of Russian life.
Анфимова А. Бывальщины. Быт и народные повествования липован Быковины. CRLR, 2008. С. 1–17.
Болонев Ф. Ф. Семейская живая старина за Байкалом. Улан-Удэ, 2015. С. 20–46).
Евсеев И. Липовани-рыбаки (духовные освоения одного традиционного ремесла. Romanoslavica. XXXI. București, 1994. С. 32–44.
Кирилэ Ф. А. Малиш-Мирон. Русские-липовани в гостях у семейских старообряд- цев в Бурятии // Зори. 2017. 6–7. С. 8; 8. С. 14–15; 9. С. 10–13.
Кирилэ Ф. Сказания о культуре и традициях русских-липован. Изд. 2-е, перераб., испр. и доб. Бухарест, 2017. 302 с.
Feodor Chirilă. Andrei Ivanov, Theodor Olteanu, Probleme de dialectologie. Graiurile rusești lipovenești din România (Вопросы диалектологии. Говоры русских-липован Румы- нии). 1993. Р. 23; 92–120.
Кирилэ Ф. Din istoria rușilor staroveri (Очерки истории русских староверов). București, 2019. С. 218–220.
Кульдо М. Е. С Дуная на Амур: переселение заграничных старообрядцев на Рос- сийский восток в начале ХХ столетия // Культура русских-липован в национальном и международном контексте. București, 2019. Вып. 7. С. 194; 183–196.
Курменева А. Г. 70-летие перезда русских-липован из Румынии в Россию // Куль- тура русских липован в национальном и международном контексте. București, 2019. Вып. 7. С. 197–206.
Лилеев М. И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье. 17–18 вв. Киев, 1895. С. 114–115; Он же. История и обычаи Ветковской церкви // Календарь Русской Право- славной Старообрядческой Церкви на 1994 год.
Лобанов В. Ф. Возвращение старообрядцев (1900–1913 гг.) // Россия и АТР. 1994. № 2. С. 15–28.
Манаенкова А. Ф. Словарь русских говоров Белоруссии. Минск, 1989. 231 с.
Манаенкова А. Ф. Русско-белорусские языковые отношения. Минск, 1978. С. 88.
Мельников В. С Дальнего Востока. Переселение старообрядцев // Церковь. 1908. 42. С. 1428–1429; 45. С. 1530–1533; 47. С. 1606–1609; Он же. К вопросу о переселении на Дальний Восток старообрядцев. М., 1908. С. 3.
Мельников-Печерский П. С. Записка о русском расколе (1857 г.) // Сборник прави- тельственных сведений о раскольниках. Лондон, 1860. Вып. 1. С. 182–184.
Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной церкви. М., 1999. С. 282– 314; 185–187.
Обзор деятельности государственного управления землеустройства и земледелия 1907–1908 гг. СПб., 1909. С. 187.
20. Феноген А. Воспоминания о переезде русских-липован из Добруджи в Россию в 1947 году // Зори. 2017. № 12. С. 12–14; № 11.