Научные труды

Сазонова Н. И.
К ПРОБЛЕМЕ КОЛЛИЗИИ УСТНОГО И ПИСЬМЕННОГО ДИСКУРСОВ В КУЛЬТУРЕ РАННЕГО СТАРООБРЯДЧЕСТВА // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (17.11.2021 – 18.11.2021, Улан-Удэ). Научный редактор: А. П. Майоров, Ответственный редактор: С. В. Бураева, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2021. - С. 172-178.
К ПРОБЛЕМЕ КОЛЛИЗИИ УСТНОГО И ПИСЬМЕННОГО ДИСКУРСОВ В КУЛЬТУРЕ РАННЕГО СТАРООБРЯДЧЕСТВА
281.93-3:008  10.18101/978-5-9793-1674-1-172-178
В статье рассматривается соотношение письменного и устного дискурсов в сознании верующих периода литургической реформы патриарха Никонаи лидеров раннего ста- рообрядчества. Анализируется роль устного и письменного слова в культуре России XVII в. и в богослужебной практике, история формирования представлений о приори- тете письменного дискурса в культуре. На примере деятельности лидеров старооб- рядчества и полемики вокруг литургической реформы патриарха Никона выявляются отношение старообрядцев и реформаторов к письменному богослужебному тексту и причины его центральной роли в богословской полемике. Делается вывод об объек- тивных процессах обмирщения культуры России 2-й половины XVII в., затрагивав- ших церковь в целом и проявлявшихся в росте роли письменного текста, который начинает отождествляться с богослужением. При этом в раннем старообрядчестве продолжает сохраняться понимание роли устных элементов богослужебного текста, тогда как реформаторы часто рассматривают богослужебный текст в качестве набора языковых знаков, не уделяя внимания его употреблению в богослужении и сакраль- ному содержанию.
The article analyzes the ratio of written and oral discourses in the minds of believers of the period of the liturgical reform of Patriarch Nikon and the leaders of the early old believers. The article analyzes the role of oral and written text in the culture of Russia in the XVII cen- tury and in liturgical practice, the history of the formation of ideas about the priority of writ- ten discourse in culture. On the example of the leaders of the old believers, and controversy about the liturgical reforms of Patriarch Nikon reveals the attitude of believers and reform- ers and the reasons for the Central role of written text in theological controversy. The con- clusion is made about the objective processes of secularization of the culture of Russia in the second half of the XVII century, which affected the Church as a whole and were manifested in the growth of the role of the written text, which begins to be identified with the worship. In the early old believers, the understanding of the role of oral elements of the liturgical text continues to be preserved. The Reformers often consider the liturgical text as a set of lan- guage signs, without paying attention to its use in worship and sacred content.
устный дискурс, письменный дискурс, богослужебный текст, бого- служение, десакрализация, старообрядчество, литургическая реформа патриарха Ни- кона, «кружок боголюбцев», Аввакум, Никита Добрынин, Феодор Иванов, Лазарь Ро- мановский.
oral discourse, written discourse, liturgical text, worship, desacralization, old be- lievers, liturgical reform of Patriarch Nikon, "circle of God-lovers", Avvakum, Nikita Do- brynin, Feodor Ivanov, Lazar Romanovsky
Аввакум. Книга обличений или Евангелие вечное // Памятники истории старооб- рядчества. М.; Л., 1927. Стб. 577–650

Авраамий. Христианоопасный щит веры // Материалы для истории раскола за пер- вое время его существования. Б.м.и г. Т. 7. 427 с.

Деяния Московского Собора 1666 г. О разных церковных исправлениях. М.: Б.и., 1881. 48 л.

Житие Константина-Кирилла // Библиотека литературы Древней Руси. XI–XII века Т. 2. СПб., 1999. С. 22–65.

Житие протопопа Аввакума // Житие протопопа Аввакума и другие его сочинения. М., 1991. С. 32–78.

Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. Ки- ев: Ника-Центр, 2004. 432 с.

Пентковский А. М. Литургические реформы в истории Русской церкви и их харак- терные особенности // Журнал Московской патриархии. 2001. № 2. С. 72–80.

Повесть временных лет // Библиотека литературы Древней Руси. XI–XII века Т. 1. СПб., 1997. С. 62–315.

Романо-борисоглебского попа Лазаря роспись вкратце церковным раздорам, их же собра Никон Патриарх со Арсением чернцем от разных вер // Материалы для истории раскола за первое время его существования. М., 1878. Т. 4. С. 179–205.

Румянцева В.С. Кружок Стефана Вонифатьева // Общество и государство в фео- дальной России. М.: Наука, 1975. С. 178–188.

Сазонова Н. И. «Шествие на осляти» в России XVI–XVII вв.: содержание и смыс- ловые трансформации // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики (ΠΡΑΞΗΜΑ. Journal of Visual Semiotics). 2015. Вып. 2 (4). С. 115–125.

Сазонова Н. И. Чин пещного действа и интерпретация священной истории в бого- служебной практике Русской православной церкви XVI–XVII вв. // ΠΡΑΞΗΜΑ. Пробле- мы визуальной семиотики (ΠΡΑΞΗΜΑ. Journal of Visual Semiotics). 2016. Вып. 2(8). С. 37–52

Симеон Полоцкий. Жезл правления, утверждения, наказания и казнения. Москва: Печ. двор, 10. II.–10.VI.1667. РГБ MK Кир. 2°50-6809721 154 лл.

Стоглав. Казань: Типография Губернского Правления, 1862. 454 с.

Суздальского соборного попа Никиты Константинова Добрынина (Пустосвята) царю Алексею Михайловичу челобитная на книгу Скрижаль и на новоисправленные цер- ковные книги // Материалы для истории раскола за первое время его существования. М.: Б. и., 1878. Т. 4. С. 1–178.

Федор, диакон. Письмо, поданное Собору российских архипастырей на допросе 11 мая 1666 года // МДИР. Б. г. Т. 6. С. 1–21.

Чейф У. Л. Значение и структура языка / пер. с англ. Изд. 3-е. М.: Эдиториал УРСС, 2009. 424 с.
Статья