ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗНОЙ ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ГОВОРОВ ПРИКАМЬЯ // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (17.11.2021 – 18.11.2021, Улан-Удэ). Научный редактор: А. П. Майоров, Ответственный редактор: С. В. Бураева, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2021. - С. 196-204.
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗНОЙ ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ГОВОРОВ ПРИКАМЬЯ
SPECIFICITY OF FIGURATIVE WORDS AND PHRASEOLOGY OF THE OLD BELIEVER SUBDIALECTS OF PRIKAMYE
В статье дается характеристика образной лексики и фразеологии, отмеченной в живой речи сельских носителей старообрядческой культуры Прикамья. Рассматриваются ме- тафорические слова и выражения, компаративные обороты, называющие используе- мые культовые предметы, реалии религиозной жизни и быта старообрядческих согла- сий, оценивающие человека по его отношению к вере, комментирующие отдельные ситуации, связанные с обрядовой практикой отправления веры. Исследуются основа- ния метафорических аналогий и особенности используемых в повседневной комму- никации носителей традиции культурных кодов — собственно религиозного (библей- ского), фито-, зооморфного, природного, семейного, артефактного и др. Делается вы- вод о своеобразии старообрядческой метафоры как одного из способов религиозного восприятия и осознания действительности и как способа закрепления в языке резуль- тата образно-метафорического структурирования знания о мире. Отмечается относи- тельная метафорическая бедность старообрядческой устной речи, что связано с со- храняющимся изоляционизмом старообрядчества и личностными особенностями но- сителей старой веры.
The article characterizes figurative words and phraseology that exist in the the Old Believer live speech of rural native speakers of Prikamye. It describes metaphoric words and expres- sions and comparative structures that name the objects of cult, characterize the realities of the Old Believers religious and everyday life, estimate a person by his or her attitude to faith and comment on certain situations related to ritual practices. The work also observes the ba- sis of metaphoric analogies and the specificity of cultural (religious or biblical, herbal, zoo- morphic, natural, household, artifact, etc) codes used in everyday communication. The con- clusion follows on the diversity of the Old Believers metaphor as a way of religious percep- tion and understanding of reality as well as the way to fix in the language the result of the world knowledge imagery and metaphoric structuring. It is noted that the speech of the Old Believers is relatively poor in metaphors that can be explained by their continuing isolation and personal characteristics.
образные средства языка, живая речь старообрядцев, метафориче- ские модели, функции образных средств.
figurative means, live speech of the Old Believers, metaphoric models, functions of figurative means
Словарь библейских образов: [справочник] / под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд; [пер.: Скороходов Б. А., Рыбакова О. А.]. СПб.: Библия для всех, 2005 (ГУП Тип. Наука). 1423 с. URL: http://www.azbyka.ru (дата обращения: 15.08.2021).
СРНГ — Словарь русских народных говоров. Вып. 26. Л.: Наука, 1991. 350 с.
СРНГ — Словарь русских народных говоров. Вып.3. Л.: Наука, 1968. 360 с.
Литература
Агеев С. В. Метафора как фактор прагматики речевого общения. АКД. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 18 с.
Арапов А. В. Метафорический язык в священных текстах // Человек и культура. 2014. № 1. С. 1–16. URL: https://nbpublish.com/library_read_article. php?id= 10757.
Бровкина Т. В. Древнерусские повести о происхождении табака: проблемы исто- рии текста и текстовой организации: дис. … канд. филол. наук. Сыктывкар: Изд-во Сык- тывк. гос. ун-та им. Питирима Сорокина, 2020. 309 с.
Дубровина К. Н., Кутьева М. В. Образ птицы: от Библии к художественному тек- сту // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Лингвистика. 2009. № 1. С. 69–77.
Кортава Т. В. Словесная школа Выговской пустыни как отражение языковых и культурных традиций допетровского времени // Структура и семантика. Т. 1. М., 2001. С. 240–248.
Пучкова Е. В. Символический культурный код дерево в русском языке // Эпоха науки. 2018. № 14. С. 261–265.
Романова Н. И. Книжная культура старообрядчества // Вестник Кемеровского гос- ударственного университета культуры и искусств. 2007. № 2. C. 82–91.
Силенко О. Г., Суспицына И. Н. Метафора в религиозном дискурсе // Лингвокуль- турология. 2013. Вып. 7. С. 135–147.
Соболева Л. С. Рукописная литература Урала: в 2 кн. Кн. 1–2. Очерк первый: Ру- кописный облик устного слова. Очерк второй: Рукописная традиция строгановского ре- гиона (Сер. «Очерки истории Урала». Вып. 36, 37). Екатеринбург, 2005. 452 с.
Черных Н. П. Личностные особенности старообрядцев // Вестник Бурятского госу- дарственного университета. 2014. № 5. С. 31–36.
Шитиков П. М. Религиозная метафора в свете когнитивной лингвистики // Вопро- сы когнитивной лингвистики. Тамбов: Изд-во Тамбовск. гос. ун-та им. Г. Р. Державина, 2012. № 3. С. 40–42.